|
В чём противопоставлены друг другу образы Катерина и Варвары в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)Творчество А. Н. Островского сильно повлияло на развитие всей российской драматургии. Его известнейшая пьеса “Гроза”, авторское определение жанра которой — драма, исследует важные темы не только для того времени, но и актуальные и по сей день: социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Главная героиня этого произведения Катерина во многом противопоставлена своей золовке Варваре: несмотря на их внешнюю дружбу, они расходятся в своих убеждениях, ценностях и взглядах на жизнь, что видно в диалогах и монологах. Антитеза – художественный прием противопоставления понятий, образов, положений, показывающий контраст между ними. Героини Катерина и Варвара показаны по принципу антитезы, хоть в пьесе и не описывается их открытое противостояние. Они обе жертвы самодурства, но при этом они абсолютно разные. Катерина — центральный персонаж драмы, молодая девушка, насильно выданная замуж за Тихона Кабанова в раннем возрасте. Катерина очень религиозна и набожна: она часто ходит в церковь и искренне верит в Бога, боится и любит его. Она смела, открыта и честна: “Обманывать не умею!” — говорила Катерина. Своего положения жертвы “мертвого царства” она не выносит, поэтому так сладостно вспоминает о родных местах. Близкая подруга Катерины Варвара, сестра Кабанова, живёт по другому принципу. Варваре важно, чтобы всё было “шито да крыто”, ради чего она не избегает обманов, уловок и лицемерия. Во избежание неприятностей она готова жить нечестной жизнью, потакая “жестоким нравам” матери и города Калинова в целом. В этом есть первое существенное различие героинь: они противоположны в своих жизненных ценностях. Вторым важным отличием Катерины от Варвары является любовь. Катерина искренне любит Бориса, не может этого скрывать в силу своего характера: “Пусть все знают!” — так она изобличила себя перед горожанами. Она не может прятаться от своих чувств, не может скрывать их, веря в то, что Борис любит её так же самозабвенно и глубоко, надеясь, что возлюбленный заберет её из этого жестокого общества. Варвара же, боясь матери, скрывает от неё свои романтические отношения с Кудряшом, открыто не встречаясь, а только поздно вечером, когда Кабанова увидеть не сможет. Она совершенно не принципиально в любви, ей только бы, чтоб было весело. Варвара равнодушна к горячности и вспыльчивости Кудряша, ей особо не важно, что он делает и как себя ведет. Поэтому в вопросах любви героини тоже различны. Во времена деспотизма, тирании и самодурства закономерно зреет протест против вековых традиций. Катерина и Варвара, как представители молодого поколения, противостоят домострою, но делают это по-разному: Катерина, не в силах бороться с обществом, с “темным царством” и с самой собой, окончательно и бесповоротно кончает со своей жизнью. Она была готова отдать себя, лишь бы больше не находиться в Калинове в семье угнетателя и диктатора. В её внутреннем мире произошел слом, который вызвало положение жертвы. Варвара же поступила иначе. В разгар событий она, также не желая находиться в ежовых рукавицах самодуров, сбежала с Кудряшом далеко и надолго. Её решение менее трагично и самоотверженно, но она всё-таки решилась на отчаянный поступок. Таким образом, сопоставление действующих лиц помогло глубоко понять героинь, трагичность их судеб и нежелание жить по устаревшим традициям. В сравнении наглядно видно нравственное превосходство Катерины над Варварой, что способствует более глубокому пониманию сюжета и пьесы в целом. Обновлено: Опубликовал(а): Деня Федосеев Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|