Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственная проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Человек и общество. Цели и средства (Итоговое сочинение (декабрьское))

Как определяется нравственное состояние общества? В первую очередь его отношением к природе, к земле, к родине, к предкам, к человеку. Природа - это леса, поля, луга, среди которых протекает жизнь человека. Земля - это единственная ценность, которая не принадлежит людям. Она достаётся им от предков, чтобы в сохранности передать во владение потомкам. Родина - это место, где человек родился, где проходило его детство, это дом, где жили его предки.

Родина - это земля, где покоятся родные и близкие?

Как быть, если всё это приказано уничтожить? Смириться с этим и принять как необходимость: надо - значит, надо?

В повести В. Г. Распутина "Прощание с Матёрой" в жизни героев наступает такой момент, когда каждый должен дать ответ на этот вопрос. Для них наступает страшный, переломный год, время, когда нужно расставаться с родной землёй. Матёра - это остров и деревня, расположенная на этом острове. выше по течению на реке Ангаре строят плотину для гидроэлектростанции. Поднявшаяся вода затопит деревню и близлежащие земли. Обитатели острова должны поселиться на новом месте жительства - в посёлке на правом берегу реки.

По-разному относятся жители к тому, что родное место будет стёрто с лица Земли и ни следа от него не останется. Писатель Распутин, сам переживший затопление родной деревни, решает в своей повести сложные нравственные вопросы. В центре его внимания отношение человека и общества к природе, к земле, к родине, к предкам, проблемы памяти и совести. Нравственный уровень героев оценивается с точки зрения их отношения к гибели родной деревни.

Глубокой совестливостью и высоким чувством ответственности за происходящее обладает Дарья Васильевна Пинигина, "старинная старуха", к которой за советом и помощью идут в трудную минуту все жители села. О таких праведницах пишет Распутин с огромным уважением: "В каждом нашем поселении всегда были и есть ещё одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные..." Дарья ничем не может изменить трагического хода событий, предотвратить гибель родной деревни, но другие старухи идут к ней, "чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надёжней". Сильная духом и справедливая женщина свято чтит два завета отца, честного труженика земли. Первый завет - жить, как бы трудно ни было, жить. "чтобы покрепче зацепить... с белым светом своих родителей, когда они уйдут из жизни. Перед смертью "тятька" завещал Дарье: "Ты, Дарья, много на себя не бери, а возьми ты на себя самое первое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть". Вот и старается всю жизнь Дарья Васильевна жить по совести. Правду жизни видит Дарья и её единомышленницы - "старинные старухи" - в памяти, в почитании предков. Им противостоят власти и исполнители чужих указаний, пришедшие уничтожить кладбище. Работники санэпидемстанции выполняют приказ - очистить кладбище для ложа будущего водохранилища. Вот и срывают они с могил кресты, сносят в кучу памятники, чтобы их сжечь. Конфликт на кладбище - это противостояние двух правд. Правда жизни председателя сельсовета Воронцова и его работников состоит в "больших делах" - добыче электричества для нужд хозяйства. Ради этих "больших дел" можно забыть и о малах: об уважении к умершим предкам, о страдании старых людей. которых насильственно отрывают от родной земли. Воронцова и его компанию не беспокоит то, что их деятельность нарушает привычный ход жизни крестьян, привыкших жить и трудиться на земле. "Воронцов" - фамилия говорящая. Как чёрный ворон, кружит он над могилами, совершенно не понимая, что он глумится над памятью умерших людей. Под стать ему "лицо официальное" - товарищ Жук "из отдела по зоне затопления". Очень характерная деталь его портрета - "чёрное цыганское лицо". Как цыган, он не имеет привязанности к земле, и ему не понять, какие чувства испытывают старики и старухи, которых он лишает родины.

На этот раз жители Матёры отстояли правду, прогнали "чертей" и "аспидов" и до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкая обратно кресты, устанавливая тумбочки. Но понимают они, что скоро затопят остров, и поплывёт вся их "рать", а они ничего не смогут изменить. Высокое чувство нравственной ответственности заставляет Дарью мучиться от тягостного чувства вины без вины: "Сёдни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? на тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мене лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая".

Но есть среди жителей Матёры и те, кто не чувствует привязанности ни к родной земле, ни к родному дому. Это Петруха и Клавка Стригунова. Настоящее имя Петрухи - Никита Алексеевич Зотов. В Петруху его перекрестили "за простоватость, разгильдяйство и никчёмность", Он первым из села поджигает свою избу, чтобы получить за неё деньги. Он выполняет приказ, и начальство его за это хвалит. Но люди отнеслись к пожару, как к "неприятному и постыдному событию". Они молча смотрели на горящую избу, а на душе у односельчан было "нехорошо, неловко". Они и не пытались спасти избу: знали, что то же самое будет и с другими избами. Клавка Стригунова не жалеет Матёры, радуется переезду в посёлок: "Давно надо было утопить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - середь воды...как лягушки". Она подговорила приезжих, и те подожгли её избу.

Не такова Дарья. Её дом - живое существо, одухотворённая часть её жизни. Вот почему её прощание с родной избой напоминает обряд соборования. Из последних сил белит она стены своего жилища, обречённого на смерть, украшает его лапами ельника.

Все симпатии автора на стороне древней, исконной, безвозвратно уходящей жизни. Тревогой проникнуты его размышления о том, что в погоне за большими делами человек забывает о совести, предаёт память предков, а без этого нет жизни. Вместе со своим героем Павлом, сыном Дарьи, он жалеет о том, что будет затоплена земля, "самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение". И у него, как и у его героя, прошедшего войну, недоверчиво и тревожно замирает сердце:"не слишком ли дорогая цена" за то, чтобы построить новую жизнь? Да и лучше ли будет новая жизнь?

Повесть В. Г. Распутина заставляет задуматься над нравственным состоянием общества. Читатель, познакомившийся с этим произведением, задаёт себе вопрос: можно ли считать прогрессом безоглядное и безудержное разрушение прежней жизни, веками устоявшихся традиций? Не обернётся ли этот научно-технический прогресс утратой духовных ценностей?

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.