|
В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Родионом Раскольниковым? (ЕГЭ по литературе)«Муки преодоления собственных ограничений — это муки духовного роста. Герой — это человек, который добровольно смирился со своей судьбой. Промах может открыть путь к новой судьбе» Джозеф Кэмпбелл, “Тысячеликий герой” Духовное развитие, нравственный поиск, внутренние противоречия — всё это темы, интересовавшие писателей-реалистов. Ведь именно реалистический герой, проходя через жизненные испытания, такие, как любовь, смерть, разочарование в собственных убеждениях, трансформируется в духовном плане. Первый русский реалистический персонаж — это Евгений Онегин из романа в стихах А. С. Пушкина. Именно с него начался “путь” психологических романов. Сопоставляя Евгения с героем Ф. М. Достоевского, мы можем увидеть развитие жанра так, как будто мы сравниваем состояние персонажа в начале и в конце произведения. Итак, что же у них общего? Евгений, как и Раскольников, совершает убийство, находясь под влиянием общественных убеждений, доказывая свою силу самому себе, руководствуясь самолюбием и страхом выглядеть трусом в глазах окружающих. Поступок Родиона мотивирован желанием проверить, к какому типу людей он относится. До преступления он, разумеется, причислял себя к “право имеющим”, потому что боялся признать в себе “тварь дрожащую”. Его теория могла появиться только под влиянием социальных проблем того времени. Исходя из этого, можно сказать, что причины преступлений героев не во всем, но схожи. Также они оба проходят путь духовного развития. Евгений сталкивается с такими проблемами, как поиск места в жизни, чувство вины за смерть друга, разочарование в себе. Духовные искания Онегина могли бы быть описаны в пропущенной главе, где он путешествует. Так или иначе Евгений преображается в духовном плане, о чем свидетельствует нравственное приближение к Татьяне. Однако его преображение не так велико как изменение Раскольникова. Это объясняется тем, что у писателей были разные цели и произведения создавались в разные периоды развития литературного направления. Говоря о духовном росте как предмете изображения в литературном произведении, мы вспоминаем “диалектику души” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Зарождение и развитие мыслей и чувств любимых героев Л. Н. Толстого происходит в результате разочарований и жизненных испытаний. В становлении личностей Андрея Болконского и Родиона Раскольникова есть похожие моменты. Андрей восхищался Наполеоном и, как и Родион, мечтал о славе и подвигах и был уверен в собственной исключительности. Оказавшись перед лицом смерти, лежа под небом Аустерлица, он осознает неправильность своего желания превосходства и становится ближе к христианским идеалам, к которым Раскольников приходит после “наказания”, очистив душу. Оба разочаровались в своих убеждениях, осознали свои ошибки, и у них появился шанс на новую жизнь. А новая жизнь становится возможной благодаря любви. Болконский получает от Наташи “моральные силы”, она спасает его от духовного кризиса. Преображение Раскольникова происходит благодаря Соне. Здесь романтическая любовь не важна, главную роль играет всепрощающая христианская любовь, которая “отогревает” запутавшееся сердце Родиона. Что интересно, в обоих произведениях любовь является не испытанием, как в “Обломове” И. А. Гончарова, а спасением и главным помощником героев в их нравственных поисках. Таким образом, мы понимаем, что при преодолении жизненных трудностей и переживании глубоких разочарований важны не поступки и действия героев, а их духовная эволюция. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Панина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|