|
Философская идея Б. Л. Пастернака (ЕГЭ по литературе)Б. Л. Пастернак значительную часть своей жизни посвятил изучению философии, именно поэтому в его стихах так много не всегда понятных для нас мотивов. Для такого рода литературы как лирика характерно выражение чувств и эмоций автора, но философские произведения Пастернака пронизаны ещё и размышлениями и идеями, которые изящно спрятаны за загадочными образами. Автор нередко обращается к темам творчества, судьбы и времени. Вот например, стихотворение “Определение поэзии”, его название напрямую говорит нам о чем оно, но весь остальной текст целиком состоит из образов: Это — сладкий заглохший горох, Это — слёзы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку. Нам трудно расшифровать символы, связанные с конкретными явлениями и предметами метонимически или даже ассоциативно. Но стоит ли пытаться это сделать? Для понимания мысли Пастернака мы должны обратить внимание на их сочетание. Разве может слово “низвергается” находится в одной строке со словом “грядка”? Как могут быть связаны звезды и горох? Определение поэзии автор видит в соединении низкого и высокого. По этому принципу и строится лирика самого Пастернака. Его лирический герой очень часто как бы наблюдает за земной жизнью, но сам стремиться в некое неосязаемое пространство, где не существует времени. Именно это мы можем видеть в его стихотворении “Сосны”. Оно пронизано умиротворенностью и спокойствием. В траве, меж диких бальзаминов, Ромашек и лесных купав, Лежим мы, руки запрокинув И к небу головы задрав. Трудно поверить, что такое гармоничное произведение было опубликовано в 1941 году, во время голода и насилия. Откуда у героев столько внутренней свободы? Ответ мы находим в этих строках: И вот, бессмертные на время, Мы к лику сосен причтены Философская идея Пастернака заключается в том, что человеческая душа может возвыситься над земной жизнью, прикоснувшись к чему-то вечно прекрасному, например, к лесной природе. Это состояние автор изображает как сосны, именно поэтому стихотворение так названо. В последней строфе упоминается “публика... у столба с афишей, не различимой вдалеке”. Эта “неразличимость” доказывает нам, что “Сосновая снотворная смесь” подействовала на героев и они действительно больше не являются участниками истории, а находятся где-то в более гармоничной и неосознанной реальности. Ещё один философский мотив, зучащий в поэзии Б. Л. Пастернака — человек и его судьба. Стихотворение “Гамлет” писатель отдал, герою своего романа, Юрию Живаго, В образе которого он отразил мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути. В основе произведения лежит сравнение. Прежде всего, лирический герой сравнивает себя не с персонажем трагедии, а с актёром, который должен сыграть Гамлета: ”Гул затих. Я вышел на подмостки”. Далее, возникает еще одна аналогия с Иисусом Христом: ”Чашу эту мимо пронеси...”. Как актёр играет свою роль, выполняя указания режиссера, так и Сын Божий безропотно смиряется с уготованной ему участью. В Финале стихотворения Христос, Гамлет, Живаго и актёр объединяются в самом авторе, одиноком в мире, который «тонет в фарисействе», то есть в лицемерии. Мы приходим тому, что человек, как герой пьесы Шекспира, постоянно обязан делать выбор, но его судьба, как роль актёра, предопределена заранее. Таким образом, Пастернака всегда интересуют вечные вопросы. Его рассуждения в сочетании с узнаваемыми образами и музыкальным ритмом оказываю на читателя магический эффект. Обновлено: Опубликовал(а): Анна Панина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|