|
Особенности пейзажной лирики Ф. И. Тютчева (ЕГЭ по литературе)«Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик — в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» — в этих строчках Ф. И. Тютчев выражает основную мысль своей пейзажной лирики — природа, — это не просто фон и красивые пейзажи, а живое мыслящее существо. В чём же заключаются особенности пейзажной лирики автора? С помощью каких средств он раскрывает тему природы в своих стихотворениях? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к некоторым произведениям Ф. И. Тютчева. Например, в стихотворении «Полдень» автор описывает природу, как живое существо, с присущим ему неторопливостью, спокойствием и умиротворенностью. Создает такой образ Ф. И. Тютчев с помощью средств художественной выразительности. В первой, второй и четвертой строках мы видим анафору и лексический повтор слова «лениво», синтаксический параллелизм -предложения построены по единой модели с использованием инверсии, что придаёт образу природы размеренность, медлительность. Также ощущение «дремоты» достигается с помощью сравнения «как туман», эпитетов: «мглистый», «пламенной и чистой», звукописи и аллитерации: повторяются звуки «и», «е», «о» («лениво дышит полдень мглистый»). Красоту природы как живого существа поэт описывает и в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Перед нами предстает картина первых дней осени, лирический герой наблюдает, как уходит лето, всё становится «пусто», уже не «гуляет» «бодрый серп» и не «падает колос». Здесь мы также видим некоторые особенности пейзажной лирики Ф. И. Тютчева, которые помогают создать образ осенней природы. Это большое количество эпитетов: «дивная пора», «праздная борозда», «бодрый серп», «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле»; звукопись: повтор звуков «и», «л», «ё» («и льётся чистая и тёплая лазурь») Еще одно произведение, в котором автор оживляет природу, описывает ее, как величественное существо, — это стихотворение «Коршун». Коршун здесь — это часть природы, воплощение её мощи и силы. В первой строфе мы видим, как птица «всё выше» и «дале» поднимается ввысь, «уходит за небосклон», становится вне поля зрения лирического героя; так, автор создает ощущение необъятности, бесконечности природы, она вездесуща. Её величественность подчеркивается и с помощью эпитетов: «мощные», «живые крылья»; риторического восклицания: «И вот ушел за небосклон!». Кроме того, антитеза, лежащая в основе стихотворения, помогает показать мощь природы на контрасте с человеком, с местом, которое он занимает в этом мире. Коршун силен, у него «два мощных, два живых крыла», которые ему «дала» «природа мать», эта птица свободна и вольна. А вот человек, которого автор, применяя иронию, называет «царем земли», наоборот, не может сдвинуться с места, он, «в поте и в пыли», «прирос к земли». Люди ничтожны и малы по сравнению с величественностью и необъятностью природы. Подводя итог, можно сказать, что главная особенность пейзажной лирики Ф. И. Тютчева — это изображение природы как живого существа — оно величественно и невозмутимо, — а создаёт такой образ поэт с помощью разных приемов и средств выразительности: например, эпитетов, звукописи, аллитерации. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Мелентьева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|