Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ранняя лирика А. Ахматовой (ЕГЭ по литературе)

Ранняя лирика Ахматовой — это множество стихотворений, написанных на тему любви. Каждое из них — целый любовный роман, который автор передает всего в нескольких строчках, используя разные художественные и психологические средства. Чтобы рассмотреть их, обратимся к некоторым стихотворениям поэта.

Рассказать о целой любовной истории у Ахматовой получается за счет того, что в центре сюжета произведений лежит кульминация отношений лирических героев: расставание, ссора; таким образом читатель понимает, что до этого мужчина и женщина любили друг друга.

Так, и в стихотворении «Песня последней встречи» мы видим момент разрыва, «последнего» свидания.

Также в этом стихотворении представлена ещё одна черта ранней лирики Ахматовой — женщина всегда несчастна, она страдает, переживает и мучается из-за холодного и равнодушного мужчины, причинившего ей боль. Лирическая героиня так расстроена и опустошена, что у неё «беспомощно холодеет грудь». Автор применяет яркое психологическое средство: женщина растеряна, поэтому «перчатку с левой руки» надевает «на правую руку». Кроме того, ей кажется, что «много ступеней», а на самом деле — «всего три», — эта говорит о том, что лирическая героиня не хочет расставаться и уходить из этого дома. Но ещё одна деталь — «равнодушный» свет свечей, помогает понять, что лирический герой холоден, отстранен, не испытывает прежних чувств, в этом месте ей больше не рады.

Таким равнодушным мужчину мы видим и в стихотворении «Сжала руки…». Когда лирическая героиня, «задыхаясь», «перил не касаясь», бежит за ним, просит остаться, потому что «умрет» без него, но он «спокойно и жутко» «улыбается» и уходит; в лирическом герое нет нежности и теплоты.

Ещё одно стихотворение, где присутствует такой образ мужчины — «Ты мог бы мне сниться и реже…». Лирическая героиня «часто встречает» лирического героя в «святилище тьмы», и только там он может быть «грустен, взволнован и нежен», то есть испытывать какие-либо чувства. В реальности же мужчина равнодушен, он даже не помнит имени женщины и «путает» его, недовольно «вздыхает», находясь с ней, потому что не рад её присутствию.

Вместе с образом холодного мужчины мы видим и образ страдающей лирической героини. Например, в стихотворении «Я улыбаться перестала…» с первой строчки становится понятно, что лирический герой причинил женщине «нестерпимую боль», дав ей «надежду» на любовь, теперь из-за него в её жизни нет места радости, счастью, «улыбке».

А в произведении «От любви твоей загадочной…» лирическая героиня находится в болезненном, «припадочном состоянии», из-за мук и страданий, причиненных «загадочной любовью» мужчины. Она «в крик кричит» «от боли», которую автор с помощью психологического средства сравнивает с «чахоткой», «еле» «волочит ноги», хочет, чтобы «смерть» избавила её от этого.

Кроме психологических средств, Ахматова применяет и художественные, например, параллелизм. Используя описание пейзажей осенней увядающей природы в стихотворении «Песня последней встречи», автор показывает состояние души лирической героини: она хочет «умереть» вместе с «кленами», которые, как ей кажется, «шепчут» о «переменчивой, злой судьбе».

Этот прием можно увидеть и в стихотворении «Небывалая осень…». Там через образы природы Ахматова также передает чувства и состояние души лирической героини. Она влюблена, и поэтому, не смотря на то что время действия — осень, все вокруг оживает: «облака» «не темнят» «собой» «высокий купол» неба, «вода замутненных каналов» стала «изумрудною», «крапива запахла, как розы, но только сильней». Наиболее ярко такое состояние природы и лирической героини автор описывает с помощью оксюморона «весенняя осень», ведь весной вместе с природой просыпаются и чувства людей.

Подводя итог, можно сказать, что каждое стихотворение, относящееся к ранней лирики Ахматовой, — это целый любовный роман, в котором всегда есть образ несчастной, брошенной женщины и жестокого, равнодушного мужчины, и всё это автор с помощью психологических средств и деталей, литературных тропов, таких как параллелизм, использование оксюморонов, умещает в несколько строк.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.