|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по русскому
Проблема взаимоотношений человека и природы. (По тексту по рассказу А.П.Чехова «Свирель»). (ЕГЭ по русскому)Как люди относятся к природе? Влияет ли отношение к природе на нас самих? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А.П.Чехова. Раскрывая проблему взаимоотношений человека и природы, автор опирается на диалог между двумя героями. Один из них – приказчик из Дементьева хутора Мелитон Шишкин, только что вышедший из духоты еловой чащи и направившийся к берёзам, откуда слышались звуки простой самоделковой пастушеской свирели, в сопровождении своей охотничьей собаки Дамки – помеси дворняги и сеттера. Другой собеседник – старик пастух, тощий, в рваной сермяге и без шапки. Старик рассуждает о том, что мир идёт к гибели, так как исчезают птицы, звери, рыба. «Куда всё подевалось?» - недоумевает пастух. Лет 20 назад всё было: и гуси, и журавли, и утки, и тетерева, а дупелям, бекасам да кроншпилям «переводу не было». Даже злой птицы не осталось: «пошли прахом и орлы, и соколы, и филины». Меньше стало и всякого зверья. Теперь уж и волк и лисица в диковинку, а что уж говорить о медведях и норках. А ведь раньше и лоси здесь водились! Старик с тоской и грустью говорит о том, что уже 40 лет примечает «божьи дела», и понимает, что всё идёт к дурному, к гибели, - «пришла пора божьему миру погибать». Бедный мужик очень жалеет об этом. По его мнению, «и солнце, и небо, и леса, и реки, и твари» - всё это «сотворено, приспособлено, друг к другу прилажено и своё место знает». Его собеседник Мелитон задумался, пытаясь «вспомнить хоть одно место в природе, которого ещё не коснулась всеохватывающая гибель», но, очевидно, не вспомнил. Сохнут реки и пруды, леса горят, деревья рубят, а новые не растут. Если посадят дерево, то тотчас же и срубят. Приказчик хочет найти хотя бы что-то положительное в окружающем мире, утверждая: «Зато народ стал лучше, умней». Но старик непреклонен в своём пессимизме, потому что пользы от ума человека никакой, так как он стал намного слабее: ум бог дал, а силу взял. Причиной такого движения природы к своей гибели Мелитон считает человека, потому что люди стали много грешить и забыли бога. Авторская позиция прослеживается в словах его героев. Человек должен беречь природу, не забывать своё место в мире. Всё в природе гармонично, создано по единому плану, всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи. Задача человека – сохранять природу, данную ему в наследие. Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, люди должны относиться к природе бережно, с уважением, пытаться достичь гармоничной связи с окружающим миром. Нельзя допустить, чтобы исчезало всё живое на земле, высыхали реки, уничтожались леса. Чтобы подтвердить правильность своих суждений, обратимся к литературным аргументам. Вспомним рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня – двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. После окончания педагогических курсов её направляют в дальний район – село Хошутово, на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Учительница решила сделать в школе главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Через год шелюговые посадки (редкие кустарники) защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили село, зашищая его от ветров пустыни и от нашествия песков. Этот пример показывает, что нужно не только беречь природу, но и разумно использовать её для пользы человека, улучшать жизнь. Обратимся к ещё одному произведению. «Царь –рыба» В.П.Астафьева – это повествование в рассказах. Действие происходит в Сибири, на Ангаре. В небольшом посёлке Чуш браконьеры хищнически уничтожают рыбу, используя самоловы, большая часть улова гибнет на крючках. непригодна в пищу, но это не останавливает браконьеров. Наперекор голосу совести и дедовскому завету Игнатьич не отпускает огромного осетра «царь-рыбу», а решает её взять. Но человек и рыба оказываются в ловушке, и спасение Игнатьича зависит от спасения осетра. Теперь уже он молит бога только о том, чтобы рыба отцепилась и ушла в воды, отпустила его. В.П.Астафьев подводит своего читателя к мысли о том, что природу можно уничтожить, но нельзя победить. Итак, мы убедились в том, что природа и человек тесно связаны друг с другом. Разрушая природу, человек уничтожает самого себя. У человека только один путь взаимодействия с природой – это путь сотворчества. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|