|
Можно ли оправдать преступление? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Горький «Старуха Изергиль» (Итоговое сочинение (декабрьское))Человек живёт среди людей и своё поведение соизмеряет с правилами, принятыми в обществе. Если он совершает поступки, противоречащие установленным законам, то должен понести наказание. Опасное для общества деяние, ведущее к уголовной ответственности, называется преступлением. Преступления бывают разные, но большинство из них связано с проявлением гнева, ненависти, гордыни, зависти, жадности. Это и воровство, и, на языке юридическом, нанесение телесных повреждений, и убийство. Официальное законодательство классифицирует преступления по степени тяжести. Но в обычном, бытовом понимании преступление — это нарушение грани между добром и злом, добродетелью и грехом. Переступить границу дозволенного — значит совершить преступление. Кем дозволенного? Конечно, законом и моралью. Неписаные нравственные правила иногда строже, чем установленные законом и судом. Мораль связана с осуждением человеческой совестью. Совесть может оправдать преступление, если оно вызвано заблуждениями, ошибками и страданиями. А если преступник не признает свой грех, то нельзя его прощать. Неслучайно в Прощеное воскресенье глубоко верующие люди говорят: «Бог простит, а я прощаю». В русской литературе есть произведения, подтверждающие эти рассуждения. Так, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» звучит мысль о том, что если человек забыл о Боге, то его нужно пожалеть, посочувствовать ему. Но наказание, вынесенное судом, он должен принять как должное. Студент Родион Раскольников убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну и её беременную сестру Лизавету. Он, как ножницами, отрезал себя от людей, чувствует себя одиноким, нездоровым. Раскольников как будто в бреду, он пытается убедить себя: «Я не человека убил, я принцип убил…для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая, или право имею?». Преступление героя идёт от гордыни, он возомнил себя выше других, решил это доказать. Его больное воспалённое сознание нуждается в корректировке. Соня Мармеладова и относится к нему как к больному человеку. Она предлагает ему пойти на перекрёсток, встать на колени, поцеловать землю, которую осквернил, и признаться перед всеми в злодеянии. Этот выход продиктован сознанием верующего человека, который понимает, что простить и, следовательно, оправдать можно только того, кто покаялся в собственном грехе. Всё соответствует заповедям Христовым. Но сам Раскольников себя не прощает, он признаётся в преступлении. И каторга — это справедливое возмездие за страшное злодеяние против беззащитных женщин и против собственной души. Таким образом, нужно различать наказание по закону и наказание, заключающееся в страданиях собственной души. А оправдать или нет убийцу — каждый решает в силу своих убеждений. Недаром говорят: не судите — да не судимы будете. Оправдать, даже пожалеть можно, а вот отменить наказание — нельзя. В легенде о Ларре из повести М. Горького «Старуха Изергиль» также проводится мысль о неизбежности наказания. Горький-романтик считает, что нельзя оправдать преступление. Его авторская позиция выражается и через сюжет, и через художественные средства. Как и в романе Достоевского, гордыня ведёт главного героя к преступлению. Ларра, сын орла и смертной женщины, с презрением относится к старейшинам племени. Это противоречит существующим законам. Старейшины наказывают его изгнанием: «Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет!». Но он убивает понравившуюся девушку только потому, что та отказала ему. Поступок Ларры внушает страх окружающим. Героем движет высокомерие и эгоизм, он считает себя выше всех людей и любит только себя. Старейшины хотели придумать ему наказание и решили спросить его о причинах такого жестокого поступка. После разговора поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». И мудрый человек сказал, что есть страшное наказание, которое заключается в нём самом, в свободе. Старейшины наказывают преступника, изгоняя из племени. Но вынужденное одиночество, заставившее страдать героя, всё же не изменило его внутренне — он пожалел не убитую девушку, а только себя. Юноша захотел умереть, вызвав гнев людей: «однажды он подошёл близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться». Но люди не захотели облегчить его участь, и даже «земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы». Люди Ларру наказали страданием, но его преступление нельзя оправдать, так как это страдание не связано с изменением его отношения к окружающим. Он не стал никого уважать и любить, кроме себя. И это не особенности романтического жанра, а закон жизни, в которой всё взаимосвязано и всё следует одно из другого. Таким образом, если человек совершил жестокое, тяжкое преступление, лишив жизни другого, можно его пожалеть за то, что он убил не только человека, но и часть своей души, подверг и себя страданиям. Но его это не оправдывает. Он должен понести заслуженное наказание — понять это необходимо самому преступнику, иначе в его жизни ничего не изменится и он будет сеять вокруг себя зло. Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|