|
Тема войны в произведениях М. А. Шолохова (ЕГЭ по литературе)В произведениях М. А. Шолохова довольно часто поднимается тема войны, которая рассматривается писателем как нечто «неестественное» для народа. Во-первых, нельзя не упомянуть роман-эпопею «Тихий Дон». Для написания автор не случайно выбирает такое направление как реализм, потому что автор повествует о реальных местах, исторических личностях и событиях, присутствующих в произведении. Также это сделано, чтобы вызвать у читателя отвращение в важных сценах с насилием, показав, насколько была отвратительна картина происходящего того времени. Михаил Александрович проводит через все невзгоды главного героя романа — Григория Мелехова, который из-за войны теряет совесть, уважение к себе, душевное спокойствие, а в конце концов почти всю свою семью. Вопреки горячей казачьей крови, Григорий не способен убивать людей, его мучает неоправданная жестокость, окружавшая его на поле боя, что со стороны «красных», что со стороны «белых». Это можно подтвердить одной из кульминаций, где герой шашкой рассекает голову своего безоружного противника. Мелехов не понимает, почему он так сделал, что на это повлияло, его мучают кошмары, которые наталкивают не только его, но и читателя на рассуждения о бессмысленности войны. Эту мысль также высказывает Петро Мелехов в разговоре со своим братом, говоря о том, что «народ разделили» и заставили друг с другом воевать. В итоге, пройдя через неуправляемые припадки, смерть родного брата от рук Мишки Кошевого, гибель почти всей семьи, разорение и разочарование от осознания, что нигде нет истины: ни на стороне «красных», ни на стороне «белых». Именно это показывает бессмысленность и жестокость войны. Во-вторых, подобную тему поднимает Шолохов в рассказе «Судьба человека», используя яркую антитезу, с помощью которой он показывает весомую разницу между мирным и военным временем. Война была для главного героя тяжелым испытанием, так как чуть ли не с первых дней он попал в плен к захватчикам, где и начинается хождение «по лезвию». Андрей Соколов буквально смотрел своей смерти в лицо, когда комендант лагеря заставлял персонажа пить водку и закусывать перед его расстрелом. Это было самое настоящее психологическое насилие, но благодаря смелости Соколов не только смог избежать смерти, но и помочь своим напарникам, принеся им буханку с салом. В плену он много думал о своей семье и жизни до войны. Его тяжелая судьба не казалась ему такой нелегкой в сравнении с тем, что происходило с ним во время военных действий. Герой переосмысляет ценности жизни, приходит к осознанию аспектов, которые до этого казались ему совершенно неясными, Соколов вырастает как личность. Далее происходит череда событий, оставляющая Андрею Соколову несгладимый след на душе: побег, картина взорванного дома, томительное ожидание встречи с сыном и в последствии его смерть, так и не дождавшись воссоединения. Вопреки всему этому, персонажа ничего не сломало, он становился жестче, пренебрегал своим физическим и ментальным здоровьем. Осознание, что война — это безжалостная, разрушительная сила приходит вновь в момент, когда главный герой видит маленького Ваню, потерявшего всю свою семью. На Андрея накатывает волна эмоций от понимания, что война не пощадила даже маленького ребенка, она безжалостно растоптала его счастливое будущее, поэтому персонаж принимает одно из важнейших решений — взять мальчика с собой. Таким образом, можно сказать, что М. А. Шолохов солидарен со мнением Л. Н. Толстого о бессмысленности, жестокости, неоправданности насилия войны. Писатель показывает её в самом ужасном её проявлении: страдания неповинных людей, поднятие оружие на своих друзей и близких из-за несхожих интересов, раскрытие духовной деградации народа в связи с военными конфликтами. Обновлено: Опубликовал(а): Виктория Васт Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|