|
Является ли Обломов трагическим героем? по роману Обломов (Гончаров И. А.)Добролюбов писал: "В своем уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова". Это подтверждает выпущенный в разгар революционных общественных настроений "Обломов", который привлек внимание публики социальными подтекстами: осмыслением русского национального характера, взаимоотношениями крестьян и дворян, — и философскими размышлениями о необходимости прогресса. Но главнейшим предметом дискуссий можно считать персонажей романа, в особенности Обломова. Несмотря на его многочисленно проанализированный критиками образ, мне хотелось бы затронуть вопрос, ответ на который изначально кажется очевидным: является ли обломов трагическим героем и почему? Отвечая на данный вопрос, стоит обратиться к характеристике трагического героя. Во-первых, подобный архетип должен обладать благородным происхождением, что полностью соответствует Обломову, являющемуся представителем дворянского сословия. Детальнее его образ барина с имением в триста душ раскрывается в девятой главе, полностью посвященной идеалистической картине детства в Обломовке, которая несмотря на комичность своих обитателей и авторскую насмешку над ними, играет самую что ни на есть трагическую роль в судьбе Обломова. С юных лет окруженный тишиной и покоем, обилием пищи и отсутствуем дел, прислугой и любящими родителями, Илья с каждым годом теряет любопытство, свойственное каждому ребенку, а вместе с ним и волю к жизни, постепенно погружаясь во всеобщий сон: "ум и сердце его наполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу". Юный Обломов оказывается обманут этой жизнью так же, как и сказками своей няни, избегающей в своих рассказах, всего, что на самом деле существует. Воображение и ум Ильи остаются в рабстве этой идиллии до самой старости, а " сказка у него смешалась с жизнью", что, по-моему мнению, демонстрирует неизбежность трагедии. Обломов не имел возможности выбирать в какой семье или быту ему родиться, оттого он оказывается обречен с самого детства, поэтому ни чувства к Ольге, ни дружба со Штольцем не способны его пробудить. Во-вторых, именно из-за Обломовки присущие протагонисту героические качества так и не успевают развиться во что-то общественно значимое. Штольц видит в сердце Обломова честность и верность, чистоту души, даже когда их обладатель "заснул, убитый, разочарованный, потеряв силу жить". Остается только предположить, сложись обстоятельства иначе, каким бы человеком мог стать Обломов и какой вклад внести в общество. В-третьих, сам Штольц играет роль рока судьбы. Он с самого детства находится рядом и помогает Обломову: сначала делать домашнее задание, потом - руководить имением. Конечно, он стремится "пробудить" своего друга, в особенности когда знакомит его с Ольгой Ильинской. И правда, Обломов расцветает, начинает бороться, но лишь когда остается один на один с собой, лишенный помощи Штольца. Но даже это оказывается медвежьей услугой: Ольга идеализирует Обломова и любит этот образ, а не его самого. В итоге это лишь усугубляет положение, Илья теряет последнюю волю к жизни. Возможно, не сведи Обломова и Штольца судьба, жизнь первого сложилась бы совершенно иначе: его внутренние силы проснулись бы ото сна, ведь некому было ухаживать за ним и решать его проблемы. Таким образом, Обломов совершенно точно является трагическим героем, но суть этой трагедии не заключена в его лени, а таится в обстоятельствах, в которые он попадает. Люди, окружающие его, стремятся помочь честному и верному сердцу, чем и губят его. Доверчивый же по своей натуре Обломов сам становится жертвой своего же нрава, слишком сильно полагаясь на других. Обновлено: Опубликовал(а): goat Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|