|
Вы здесь: Критика24.ру › Бунин И. А.
Новый человек со старым сердцем (Бунин И. А.)Все люди на Земле разные: у каждого своё отношение к жизни. Кто-то открыт душой и сердцем всему миру, а кто-то замкнут в себе и не видит дальше собственного носа. Очень печально, что на свете много людей, обвешанных яркой и пушистой мишурой снаружи, но абсолютно пустых внутри. Такие люди, как правило, эгоистичны и весьма ограниченны: они равнодушны к окружающим людям и думают только о себе. И самое страшное то, что из таких «новых людей со старым сердцем» формируется такое же равнодушное уродливое общество. Стоит заметить, что данная проблема была особенно характерна для определённой исторической эпохи – эпохи перехода к новому, капиталистическому типу общества. А любые значительные общественные изменения влекут за собой отрицательные процессы в духовной сфере жизни людей – ведь всегда приходится разрушать старые ценности, чтобы перейти к ещё неизведанному и расплывчатому «новому». Этот болезненный переходный этап с его неразберихой, бардаком, тревожным ожиданием, постоянной борьбой между отжившим свой век старым и ещё не вступившим в полную силу новым нашёл отражение и в произведениях русских писателей конца XIX – начала XX века: А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина. Пожалуй, самый яркий пример «нового человека со старым сердцем» в литературе - это «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина. Именно ему удалось ярче всех показать как бездушное «новое» общество, так и отдельного человека, в нём живущего. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин размышляет о судьбе равнодушного общества и его членов. На первый взгляд кажется, что главный герой рассказа – сам господин. На самом же деле писатель поведал нам о жизни очень многих людей с мёртвыми душами. Это и дочь господина, и его жена, и хозяин отеля, и азиатский принц, и пара, нанятая играть любовь в кают-компании парохода, и пьяный извозчик, везущий гроб. У всех у них судьба не сложилась, потому что они жили фальшивой жизнью, сами того не замечая. Ели, пили, одевались, путешествовали, танцевали на балах, знакомились, читали газеты – и всё не по-настоящему. Все эти блестящие богачи и их дамы постоянно создавали видимость кипящей жизни, но эта иллюзия в конечном счёте разбилась о суровую реальность, от которой они прятались под своим стеклянным куполом. На фоне этого пустого и бесполезного существования даже жизнь извозчика, проигравшего и пропившего последние деньги, кажется более значительной. Бунин применяет художественный приём, поразительный по своей силе воздействия на читателя: он создаёт небывалый контраст между жизнью фальшивой и настоящей; он резко переключает внимание читателя со сверкающей яркими красками беззаботной жизни богатых господ на борту парохода на мрачные и суровые в своём бесконечном могуществе морские волны, способные в секунду превратить в прах всех пассажиров; он использует фигуру пьяного извозчика, чтобы показать, как мало на самом деле разницы между им и лежащим в гробу господином из Сан-Франциско; он показывает, как рушится весь напускной блеск «нового человека со старым сердцем» перед неумолимой правдой жизни, и как мало он стоил на самом деле. К сожалению, современное общество так и не избавилось от порока равнодушия и пустоты души, и «господа из Сан-Франциско» по-прежнему встречаются на каждом шагу. Однако в наших силах это изменить; от нас зависит, какое будущее ждёт нас и наше общество. Хочется верить, что настоящая жизнь, настоящие чувства, настоящие люди одержат победу над фальшью и безразличием. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Гоц Внимание! Спасибо за внимание.
|
|