|
Образ «маленького человека»: Акакий Акакиевич Башмачкин по повести Шинель (Гоголь Н. В.)
Николай Васильевич Гоголь всегда был неординарной и талантливой личностью в писательском обществе. Его работы имели достаточно много символики, скрытого смысла, а порой и мистики. К слову, последнее было частью жизни самого автора. Гоголь любил рассуждать на различные социальные темы своего времени. Одно из известных его произведений, «Шинель», затрагивает проблему «маленького человека». Кто такой, этот маленький человек? Собирательный тип литературного героя, невысокого социального положения и не имеющий выдающихся способностей и характера. Такие простачки зачастую не имеют никакого уважения у народа, об них вытирают ноги. Яркий представитель данной категории как раз-таки является Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель». На мой взгляд, даже инициалы говорящие — башмак, как символ низкого социального положения, а имя с греческого переводится как «не делающий зла, кроткий, неплохой». Акакий Акакиевич, бедный титулярный советник, любил своё дело. Переписывание документов доставляло ему усладу. А на большее не хватало ни способностей, ни желания.
Николай Васильевич очень удачно подбирает художественные средства выразительности для описания главного героя. Присутствует также ирония: «Что ж делать! виноват петербургский климат», «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин)…». Единственное, что всем сердцем так любил Акакий — его шинель. Эта верхняя одежда ему была настолько мила и необходима, что когда та протёрлась, Башмачкин хотел отдать её на починку, вместо того, чтобы купить новую. Возможно, шинель в повести играет символичную роль. Она — предмет ограничения, которое преследовало Акакия Акакиевича. Когда персонаж приобретает новое пальто, он настолько зацикливается на нём, желая улучшить меховым воротником, что не обращает внимания на своё бытие и то, как к нему обращаются люди. Даже после кончины героя, Гоголь пишет: «…И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». Что удивительно, но читая повесть, в начале нам неприятен Башмачкин и его жизненный уклад. Но к концу появляется горькая жалость и сочувствие. А значит, Николай Васильевич добился того, чего предполагает тема «маленького человека». А именно — задуматься. Заслужил ли Акакий к себе такое отношение? Всего лишь простой работник департамента, так добросовестно относившийся к своему делу. Но знаете, каждый поступок имеет последствия, и в качестве справедливости Акакий Акакиевич становится призраком после смерти. Является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Успокаивается лишь в тот миг, когда сорвёт предмет одежды у знатного гражданина. «А! так вот ты наконец!.. твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да ещё и распек, — отдавай же теперь свою!». Проблема «маленького человека» остаётся актуальной и по сей день. Сколько в мире таких же Акакиев, которых унижают только за внешность и стиль жизни. Гоголь один из тех авторов, заставляющий после прочтения сто раз подумать над тем, как мы живём и что мы делаем. А это, как мне кажется, и есть самый что ни наесть, талант. Обновлено: Опубликовал(а): София Паладин Внимание! Спасибо за внимание.
|
|