Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роман Ф.Абрамова «Дом». (Школьные сочинения)

События в романе происходят в 1972 году, спустя 20 лет после ареста Ивана Дмитриевича Лукашина (1904 – 1954)

, председателя колхоза, которого арестовали за «разбазаривание колхозного добра» - выдал на свой страх и риск строителям коровника по 15 кг ржи. Место действия – северное село Пекашино на реке Пинеге. На первый взгляд кажется, что раны, нанесённые войной, затянулись. И действительно, люди стали жить зажиточнее: построены новые дома, техника пришла на поля, новая мебель, машины, моторки, мотоциклы. Колхозы сменились совхозами. Но сохранилось ли то братство, которое объединяло пекашинцев в тяжелейшие военные и послевоенные годы? Михаил Пряслин в 1942 году – 14-летний подросток, работавший как взрослый, теперь 44-летний хозяин просторного, уютного дома, обставленного не хуже городских квартир.

Он очень гордится своим домом. Но семья Пряслиных распалась. Михаил отрёкся от своей сестры Лизы из-за того, что она после гибели своего сына, любимого племянника Михаила Василия ( у самого Михаила не было сыновей – две дочери), родила от женатого приезжего, своего постояльца, двойняшек: сына Мишу и дочь Надежду. Татьяна живёт в столице, удачно вышла замуж и редко вспоминает о родном доме. Неразлучные братья-близнецы Пётр и Григорий приезжают в гости к старшему брату. Они с детства мечтали походить на старшего брата, но теперь не могут понять его отречения от Лизы и встают на сторону сестры. Да и между неразлучными братьями происходит отчуждение. Пётр не покидает больного Григория, но связан с ним не сердцем, а оковами долга. Втайне он мечтает обрести свободу, жить от него отдельно. А младший Фёдор кочует по колониям и тюрьмам.

Центральная линия в книге – это судьба ставровского дома.

Понятие «дом» в романе многозначное. Дома отражают характеры их хозяев. Дома разные. Дом-богатырь и дом-красавец Степана Андреяновича Ставрова по завещанию принадлежит Лизе, вышедшей замуж за внука Ставрова Егоршу. Для неё сохранение этого дома – дело чести и совести, нравственный долг. Лиза верна прежним чувствам братства, взаимопомощи, она остаётся хранительницей пряслинской совести, родного очага. Но она не в силах уберечь от гибели завещанный ей ставровский дом. Её бывший муж Егорша, 20 лет мотавшийся по различным стройкам страны, в отместку Лизе продаёт дом, а другую половину занимает бесстыжая Нюрка Яковлева, родившая от Егорши незаконного ребёнка – Бориса Егоровича – после отбытия из села Егорши 20 лет назад. Совестливая Лиза не может судиться с внуком Ставрова, хотя по закону дом принадлежит ей. Она поселяется в заброшенном доме, мучаясь оттого, что не смогла сберечь завещанный дом. Паха Баландин, купивший половину ставровского дома, разрубил его и разобрал свою половину. А деревянного ставровского коня с крыши выбросил как ненужного. Пётр предложил Лизе поставить этого коня на её «хоромы». Когда привезли этого коня. Лиза, ночами давившаяся от слёз, «вновь воскресла, вновь ожила. Как веточка, на которую брызнуло дождиком, зазеленела». Но Лиза гибнет. Когда Филя – пастух и Пётр начали поднимать деревянного коня на крышу, старая верёвка оборвалась и огромный деревянный конь упал на Лизу. А. Твардовский восхищался образом Лизы, считал её истинным открытием художника. Её образ сопоставим с Татьяной Лариной, Лизой Калитиной, Наташей Ростовой, русскими женщинами Н.Некрасова. Неугасимый свет русской души несёт в себе Лиза. В ней поражает богатство натуры, сочетание любви, доброты, покорности судьбе, самоотречения и духовной мудрости, стойкости, справедливости. К ней тянутся люди разных поколений. С ней легко и старухам и молодым.

Приезд братьев. Им по 36 лет. Холосты.

В последний раз братья приезжали 7 лет назад. в 1965 году, когда хоронили мать. Михаил с гордостью обвёл глазами горницу, по-городскому гостиную. «Всё новенькое, всё блестит: сервант полированный с золотыми рифлёными скобками, полнёхонький всякой посуды, диван с откидными подушками, тюлевые занавески на окнах, ковёр с красными розами во всю стену» - подарок жене Раисе от московской сестры Татьяны. «В общем, обстановочка – в го-

роде не у каждого».

О Татьяне.

Михаил побывал в гостях у Татьяны в Москве. «…золотой билет вытащила наша Татьяна». Михаил три недели пожил у Татьяны – «в коммунизме побывал». Дача двухэтажная, квартира 5 комнат, машина, прислуга. Свёкор Татьяны – известный архитектор, «всеми каменными памятниками заправляет».

Ставровский дом глазами Петра.

Поражала добротность и основательность постройки, которой 60 лет. Поражал отборный лес, из которого был выстроен дом. Снаружи дом немного подгорел, повыветрел, а изнутри как новенький, янтарный. Если бы он не знал Степана Андреяновича, то сказал бы, что в этом доме жил богатырь – до того всё было крупно, размашисто. Нынешние дома по сравнению со ставровским домом показались ему скучными, неинтересными – однообразные, предельно утилитарные, они напоминают какие - то раскрашенные вагоны. И даже дом Михаила, самый лучший из всех новых, тоже не был исключением. Пётр подумал: а может, и правда раньше жили богатыри? Ведь чтобы выстроить такие хоромы, какую душу надо иметь, какую широту натуры, какое безошибочное чувство красоты!

Пётр решил отстраивать старый пряслинский дом. Лиза расплакалась от радости: кому не хочется, чтобы родной дом зажил заново?

Пётр Житов.

Покатился под откос три года назад, когда умерла жена Олёна. Дети разлетелись кто куда, жениться в 50 лет на одной ноге невозможно. Стал пить: пропил заготовленные на прируб к дому новой горницы сосновые брусья, инструмент столярный и слесарный, мебель и посуду. Дом превратился 2 ресторан, в забегаловку, где собирались местные пьяницы.

Евсей Мошкин. Дом – душа.

Марфа Репишная загнала своего двоюродного братца Евсея Мошкина за пьяные грехи в сарай – «конуру на задворакх», «хлев овечий», «келейка, в каких когда-то кончали свои земные дни особо набожные староверы», «каталажка допотопных времён». В переднем углу уголёк красной лампадки днём и ночью горит, груда чёрных старинных книг с медными застёжками, околенка сбоку, всякие берестяные поделки: туески, лукошки, солоницы, чем кормился Мошкин. «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов», - так сказал Мошкин Егорше о «главном доме» Михаила. Евсей убеждён, что земля держится на таких, как Михаил и Лизавета. Именно после этих слов Евсея Егорша разозлился и задумал продать свою долю ставровского дома. Сначала Лиза не поверила, что Егорша продал избу Пахе-рыбнадзору, а потом поняла, что Егорша «лютует» не от силы, а от слабости, от неприкаянности и загубленности своей жизни, оттого, что никому-то он тут, в Пекашине, больше не нужен.

Лиза чувствовала свою вину перед Степаном Андреяновичем. Человек надеялся на неё как на стену, как на скалу, всё, что было самого дорогого в жизни. отдал ей – дом отписал свой. На, бери на веки вечные, будь хозяйкой животу моему. А она? Что сделала она? Всё она пережила, всё вынесла: измену мужа, смерть взрослого сына, немилость старшего брата, позор, стыд за незаконнорожденных детей, а вот видеть в своём заулке Борьку, как две капли воды похожего на Егоршу, - не было сил. Она не могла видеть, как Нюрка Яковлева с Борькой хозяйничают в её доме.

Проблема непонимания между старшим и младшим поколениями.

На белой от ромашек поляне Лиза напомнила племяннице Вере, что на этом месте стояла ставровская изба, после войны пряслинская семья здесь сено ставила. Но Вера и Родька называют это «политинформацией». Бесполезно говорить молодым о старых временах, о войне, о том, какого лиха хлебнули их отцы, матери после войны. Они словно глухие. Не могут поверить, что так можно было жить, мучиться. Лиза не хотела бы, чтобы повторилось то время, когда они голодали, страдали. И всё-таки никогда у Пряслиных не было столько счастья и радости, как в те далёкие незабываемые дни. Первая страда…Первый зарод. С тех пор голый выкошенный луг, с которого убрано сено, стал для Лизы самой большой красой на земле. Прошлое пекашинцев – это голод, похоронки, работа от зари до зари. Но когда они сейчас собираются вместе, то вспоминают, «как жили да робили в войну и после войны». Обливаясь горючей слезой, они дивились себе, своим силам, дивились той праведной и святой жизни, которой они тогда жили. « А все дрязги, все свары, вся накипь житейская – всё это забылось, ушло из памяти. осталась только чистота, да совестливость, да братская спайка и помочь».»Дак ведь тогда не люди – праведники святые на земле – то жили», - со вздохом сказала старая Павла.

Лиза и Михаил переживают из-за того, что лучшие покосы, «навины», кустарником заросли. «Куда же это мы идём?» - спрашивала сама себя Лиза. «В войну всё до последней кулижки выставляли одни бабы, старики, ребятишки, а сейчас в совхозе полно мужиков, полно всяких машин, всякой техники – и вот до чего дожили, до чего докатились… лучшие покосы кустарником заросли».

Лиза решила перейти в старый дом Семёновны.

Проблема формального, бездушного отношения к своему делу.

А Михаил думает о том, с какими муками, с какими слезами раскапывали, засевали они в войну поля. А теперь эти поля исчезли, исчезли бесчисленные пекашинские навины, тянувшиеся на целые вёрсты, а вместе с ними исчезла и пекашинская история. Потому что какая у Пекашина история, ежели забыть Калинкину пустошь. Оленькину гарь, Евдочин камешеник, Екимову плешь, Абрамкино притулье и ещё много – много других полей – раскопок? А ещё глубокая тракторная вспашка погубила навины: разве росток семени пробьётся через глиняный пласт? Глубинной вспашкой умертвили навины. Он стал ругать тракториста Витьку Нетёсова, что тот в такую жару пашет, ведь это вредительство, зерно не взойдёт. Но Витька сказал, что приказ выполняет, а насчёт глубины вспашки к агроному надо обращаться.

Калина Иванович Дунаев. Дом – страна.

Отношение героя к дому: «Да, я за свой дом не держался… Мне вся страна домом была».

Особое место в романе занимают главы «Из жития Евдокии – великомученицы». В них – осмысление нашего многострадального прошлого (революция, коммуны, пятилетки, репрессии).

Абрамов предостерегает от прямолинейного, однозначного понимания прошлого.

И Калина Иванович Дунаев – красный партизан, участник революции и Гражданской войны – фигура трагическая, как и его жена. Увлечённые идеей пересоздания мира, Калина Дунаев и его соратники нередко оказывались не в меру пылкими романтиками, фанатичными энтузиастами, забывавшими о своей семье, о малом доме.

Проблема соотношения личного и общественного.

Можно ли создать Дом – страну фанатичным подвижничеством, не заботясь об устройстве повседневного быта? Можно ли созидать личное благополучие, малый дом, свой дом-судьбу в отрыве от общих проблем Дома – страны и всего общечеловеческого дома?

Егорша Суханов.

Нельзя воспринимать этот образ однозначно как обычного эгоиста, циника и приспособленца. Он много колесил по стране, много видел, много работал, но и много грешил, много принёс людям горя. Есть у Егорши и привлекательность – жизнелюбие, артистизм, стремление проявить себя. После скитаний, падений, содеянного зла он вдруг подымается до духовного прозрения, осознаёт подлинные человеческие ценности, величие и красоту Михаила и Лизы. Позднее прозрение и позднее раскаяние исполнено очищающей силы. Читатель вместе с автором сожалеет о загубленной жизни Егорши. Не один Егорша виноват в этом, но и время, нечеловеческие условия существования, демагогические статьи, которые ореолом окружали целинников, механизаторов, лесорубов, но не рядовых земледельцев.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.