Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие черты характера необходимы герою нашего времени? по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Михаил Юрьевич Лермонтов при жизни всегда был одним из «неудобных» эксцентричных молодых писателей-новаторов, не привыкшим плясать под дудку общества и писавшим исключительно о злободневных проблемах, которые, несомненно, волновали его самого. Ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта» в 1837 году не просто не заставила измениться гениального писателя, а, наоборот, придала ему сил и идей для новых произведений. Так в 1837-1840 годах на свет рождается единственный, но крайне успешный роман Лермонтова «Герои нашего времени», ставший одним из первых русских психологических романов, рассказывающим о развитии внутреннего мира человека, его противостоянии с внешним противоречивым миром.

1840-е годы в России, как мы знаем даже исходя из «Ревизора» Гоголя, были временем трудным, неопределённым.

Декабристские кружки — одна из последних надежд думающей русской интеллигенции и особенно молодёжи — были подавлены в 1825 году, до отмены крепостного права оставалось почти что двадцать лет; огромную роль в ежедневной жизни России Николая Первого играли «всемогущие» чиновники-коррупционеры, необразованное мещанство, вездесущая полиция и доносы. Россия нуждалась в спасителе, и таким спасителем должен был стать хорошо образованный думающий молодой человек, способный и желающий менять себя и окружающих. Именно о таком молодом человеке и рассказывает Михаил Лермонтов в своем произведении «Герои нашего времени», описав в нем людей, нравы и проблемы своей эпохи тридцатых и сороковых годов девятнадцатого века, романе, который, по словам самого Лермонтова, «должен был стать горьким всеисцеляющим лекарством». Главным героем романа стал офицер русской армии Григорий Александрович Печорин.

Печорин, «герой лермонтовского времени» — крайне многогранный и противоречивый персонаж. С одной стороны, Печорин — настоящий эгоист, человек, не думающий о том, как его действия могут повлиять на окружающих, умный, но крайне незрелый и невоспитанный грубиян, не могущий придать своим знаниям нужного предназначения. Именно таким нам и кажется Печорин в первых двух главах — «Бэле» и «Максиме Максимыче» — ровно до того момента, пока мы не прочитаем его журнал, то есть, говоря современными словами, попросту его личный дневник. Там Печорин предстает перед нами в образе удивительного и интересного человека, который много знает о жизни и людях, личности, желающей разобраться в себе и найти для себя достойное предназначение, и, главное, по-моему, жестко карающий и презирающий себя за ошибки. Я считаю, что такое различие в мыслях и действиях Печорина вызваны тяжелым духовным кризисом, чувством неустроенности, неким корнем из отрицательного числа в его душе. Так уж сложилось, что оставшись без опеки родителей, Печорина вскоре перестает интересовать светская жизнь потребления, и он становится некой новой реинкарнацией Чальд Гарольда Байрона или, если вам угодно, пушкинского Евгения Онегина. Печорин лихорадочно пытается открыть что-то новое, найти для себя то, что бы его действительно интересовало, притом это лихорадочное желание настолько одолевает Печорина, что ему становится просто всё равно о влиянии его поступков на окружающих. Это хорошо прослеживается в главе «Тамань» — первой главе романа по хронологии. В ней молодой Печорин вмешивается в загадочное дело контрабандистов, что, как мы помним, было опасно и чуть не стоило офицеру утоплением в море. В результате такой деятельности офицера контрабандисты в страхе наказания эвакуируются, оставив при этом на произвол судьбы слепого мальчишку. Как видно по его дневнику, Печорин понимает, что он натворил людям бед, но всё-таки заканчивает запись в своем дневнике так: «Да и что мне дела до чужого горя?». Скорее всего, в конце этой истории он чувствовал некий стыд и разочарование, желал как можно скорее выпутаться из всей этой истории, при этом даже так неблагородно. Далее, на водах Кавказа, Печорин опять-таки пытался придать своей жизни хоть какой-то смысл, и опять все его попытки приводили к неудачам: встречи с княгиней Лиговской, к которой он, несомненно, испытывал старые чувства, привили к скандалу в её семье, его расчётливость и хладнокровность стоили Грушницкому жизни, а самому Печорину — ссылкой на службу в крепость. Далее в крепости Печорин пытается увенчать свои происки счастья женитьбой на дочери мирского князя Бэле, но, как оказалось «любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни: простосердечье и невежество первой так же надоедает как кокетство последней». И опять Печорин разочарован. И опять Печорин наломал дров, фактически лишив жизни и счастья не только Бэлу, но и всю её семью. Конечно, после всех этих утомительных происков и неудач Печорин разочаровывается в жизни, становится высокомерным и холодным человеком. Он хочет забыть о прошлом и отправляется в Персию, Иран, территорию, объятую в то время многочисленными восстаниями. Он не смог изменить себя, не смог найти счастья — теперь у Печорина только два пути: либо начать менять других, либо умереть. Персия предоставляет ему обе возможности: там он может стать революционером, то есть начать борьбу за изменения общества, или попасть под штыки или пули…

Итак, мы познакомились с «героем лермонтовского времени», персонажем, на которого вся Россия полагала свои надежды. В итоге, как мы помним, никто не вспоминал Печорина добрым словом, а сам он был убит в Персии. Он был многогранным: о нём можно сказать много чего хорошего и много чего плохого. И всё-таки, зная столько всего нелицеприятного о Печорине, нам он вспоминается далеко не отрицательным персонажем. Почему? А потому что мы и сами такие, такие же порочные, как он; мы сами, желая счастье себе, рушим счастье других, совершаем ошибки, желаем исправить их, забыть об этом. Лермонтов описал его образ без прикрас. Печорин — среднестатистический человек середины девятнадцатого века, и его чувства: любовь, ненависть, страсть, страх, сомнения, стыд — мало чем отличаются от наших. Из-за чувств и мыслей, кипящих в его голове, невозможности что-либо исправить, для окружающих Печорин стал довольно нелицеприятным человеком. Таким же был Базаров Тургенева. Но Базарова спасла любовь. Печорину в любви не везло. Возможно, если бы Печорин решил остаться в России, то, скорее всего, видя всю разруху вокруг себя, он бы стал членом какого-то революционного подпольного клуба, например, модного тогда клуба анархистов. Но он решил отправиться в Персию и там испытать себя и свой характер, как он делал это в главе «Фаталист». Но отъезд в Персию — это лично его выбор. Каждый сам творит свою судьбу, и нам просто нет до этого дела. Долго рассказывать о чертах характера героя нашего времени (именно нашего времени, именно 2020 года) нет толка — Лермонтов и так все их описал. Человек любого времени будет стремиться к своей самой главной цели — желанию достичь комфорта в душе — совершая ошибки, нанося вред другим, пытаясь больше узнать о себе и окружающих, при этом стараясь сделать все якобы более благородно. Таков уж мир. Таков реализм. Таковы люди. Таков я. Таковы мы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.