|
Актуальность поэмы «Мёртвые души» сегодня (Гоголь Н. В.)1842 год — год опубликования поэмы «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя. За сто семьдесят восемь лет своей истории она пережила Российскую империю и Советский Союз, Первую и Вторую мировую войну, перестройку, лихие «90-е», обязательно переживет коронавирус; трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал об этом великом достижении русской литературы. С каждым годом возникают всё новые и новые произведения, плохие и хорошие, гениальные и не очень, но люди всё же чтят это произведение Гоголя, хотя оно за свои полтора века и лишилось своего первоначального сатирического назначения — вряд ли сегодня кто поймет все те намеки и шутки, сочиненные Гоголем над чиновниками и помещиками. Вообще, эта книга пронизана не просто сатирой, а в какой-то мере настоящими издевательствами над русской действительностью — возникает вопрос: почему же её просто-напросто не запретили в то время полиции, царей, чиновников и цензоров? Я уверен, что уже в то время Александр Васильевич Никитенко, который и был цензором «Мёртвых душ», понимал всю ценность данного произведения для России и вообще всего мира и как настоящий философ (получил ученую степень доктора философии в 1837 году), человек образованный и умный, несмотря на страх и предрассудки, разрешил печатать гоголевскую поэму. Я думаю, он просто понял, что главный посыл данного произведения — не поднять народ на восстание против действующего режима, а показать пороки человечества, свойственные далеко не только одним помещикам и чиновникам; он понял, что «Мёртвые души» — не что другое, как горькое повествование людям об их же пороках. Давайте для начала взглянем на наиболее ярких персонажей «Мёртвых душ» — помещиков Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина и, разумеется, самого Чичикова. Как писал Гоголь, этот порядок выбран не случайно: повествование ведётся «от гадкого до наиболее омерзительного персонажа». Бытует мнение, что Гоголь хотел написать свою поэму по образу «Божественной комедии» великого Данте Алигьери: первый том «Мёртвых душ» (если что, его мы и читаем в школе: второй, как мы знаем, был сожжен самим Гоголем в припадке, а до написания третьего он, к сожалению, так и не дожил) должен был быть подобием первой части «Божественной комедии» — «Ада». Так же, как и у Данте, у Гоголя каждый его персонаж олицетворяет какой-то из наиболее распространенных грехов: например, Манилов символизирует, по моему мнению, лень, Коробочка — глупость, Ноздрёв — распутство, Собакевич — грубость, Плюшкин — алчность, Чичиков — гордыню и лукавство. Но самое страшное — если у Данте грешники пребывают в вечных мучениях ада и уже никак не могут вредить другим людям, то у Гоголя ужасные грешники живут вместе с живыми, отравляя своими делами все вокруг и, главное, даже и не догадываясь о своих проступках и пороках. Гоголь писал, что повстречать такого персонажа можно везде и всюду, в любые времена и при любых обстоятельствах; он даже намекал «поискать» таких помещиков внутри себя — не затерялась ли у какого-нибудь читателя где-нибудь в душе часть Коробочки, Собакевича или, того хуже, — самого Чичикова. Все эти персонажи, можно сказать, стали именами нарицательными: Гоголю как психологу, как психоаналитику, как знаменитому Фрейду, удалось описать черты характеров известных ему людей и запечатлеть их в своей поэме ярко и выразительно, чтобы каждому читателю эти образы въедались в сознание и заставляли внимательнее следить не только за людьми вокруг, но и за самим собой. Несомненно, всевозможных «чичиковых», «коробочек», «ноздрёвых», «плюшкиных» и прочих далеко нелицеприятных персонажей мы зачастую можем встретить рядом с собой: согласитесь, что все мы встречали подобных персонажей, просто «чичиков» двадцать первого века разъезжает по всевозможным бизнесменам на новеньком черном «Мерседесе» с целью заключить какую-нибудь новую авантюрную сделку, «ноздрёв» сменил бумажную карточную колоду на «Русского дурака онлайн», подстриженный машинкой «под ноль» «собакевич» любит посмотреть новости и понаговорить гадостей на всех подряд, хотя сам, скорее всего, вообще плохо разбирается в происходящих событиях, а современная «коробочка»… Втягивает ранее успешный бизнес умершего мужа в долги и годами не может научиться пользоваться принтером и открывать электронную почту… Поэма, по задумке автора, должна была стать трилогией, первый том которой должен был бы символизировать ад, чистилище (герои узнают о своих нравственных пороках и пытаются исправиться) и рай (показана идеальная Россия, каждый человек которой умен, добр и благороден). Все мы понимаем, что не совершая ошибок нельзя ничему научиться; мы помним, что Вергилий в своем удивительном путешествии по царствам усопших не повел Данте прямиком в Рай — не познав ада, Данте просто бы не понял всех его благ и прелестей: так и мы, читая поэму Гоголя, можем совершенствовать себя, не совершая ошибок и гадостей в реальной жизни. Название поэмы «Мёртвые души» указывают не только на «живущих» только на бумаге крепостных, купленных Чичиковым, — это название также указывает на духовное состояние героев поэмы — их души лишены нравственности, как бы мертвы, хотя чиновники и помещики как бы живы — они едят, ходят, спят, много что другого ещё делают... Именно для защиты от таких «живых мертвецов» и написал Гоголь свою поэму: люди должны читать её и искоренять в себе всех этих «злых демонов» — «чичиковых», «маниловых», «коробочек», «собакевичей» — чтобы никакой подобный персонаж, не дай Бог, никогда тебе не встретился или не подписался на тебя в Инстаграме… Обновлено: Опубликовал(а): Никита Радаев Внимание! Спасибо за внимание.
|
|