|
«Слово о полку Игореве». Проблематика. (Школьные сочинения)Произведение неизвестного древнерусского автора «Слово и полку Игореве» рассказывает о событиях «давно минувших лет», о походе новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 году. Прошло более восьми веков со времени написания этого произведения, но и сегодня оно актуально. Очевидно, что автор писал по горячим следам событий. Проблема выбора творческой манеры, авторской индивидуальности.
В начале «Слова…» поэт решает проблему выбора творческой манеры исполнения произведения. Автор знакомит нас с творческой манерой давнего певца Бояна, который налагал свои пальцы на струны, и они сами князю славу грохотали, то есть певец слагал свои песни как импровизации, полагаясь на вдохновение. В процессе творчества он давал волю своему воображению, мыслью белкой скакал по дереву, серым волком рыскал по полю, сизым орлом улетал под облака. Автор «Слова..» не хочет уподобляться древнему певцу уже в выборе предмета изображения. Он рассказывает не о победе русской дружины над врагом, а о самом тягостном поражении русского войска в бою с кочевниками, о страшном позоре русских князей – попадании в плен. Выбор темы отвечает замыслу автора, той идее, которую он хочет выразить в своём произведении. Как точно отмечал Карл Маркс, - это призыв русских князей к единению как раз перед монголо-татарским нашествием. Автор хочет писать не по «замышлению Боянову», а следуя велению своего времени. По мнению автора, Боян, « соловей старого времени», начал бы описание похода ярко и образно, используя отрицательное сравнение: «не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок бегут к Дону великому». Но может быть и другое описание, где использается синтаксический параллелизм: «кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новгороде – стоят стяги в Путивле!» Но автор начинает описание похода со встречи двух братьев: Игоря и Всеволода, князя курского. Композиция. «Слово» имеет трёхчастную композицию. Вначале рассказывается о походе Игоря, поражении и гибели русской дружины, пленении русских князей. Затем передаётся сон Святослава Киевского и его «Золотое слово». Третья часть- плач Ярославны и побег Игоря из плена. Анализ содержания. Пойдём вслед за автором. Игорь ждёт милого брата Всеволода, князя курского, который готов идти вместе со своим братом на врага, подчёркивает воинский опыт своей дружины: «А мои-то куряне – опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». «А мои комони у Курска стоят», - подчёркивает Всеволод свою готовность вступить в поход. Следующий эпизод – солнечное затмение, которое было 1 мая 1185 года, из чего мы можем точно определить начало похода. Солнечное затмение на Руси – всегда дурное предзнаменование, тем более что в раннюю эпоху христианства на Руси были ещё достаточно сильны языческие верования в природные силы и богов, которые их олицетворяли. Проблема нравственного выбора.
Проблема нравственного выбора встала остро перед Игорем: следовать природным предзнаменованиям или же пренебречь ими. Но Игорь выбрал второе. «Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». Автор не одобряет безрассудного рушения Игоря, который делает выбор, руководствуясь не трезвым расчётом, здравым смыслом, а сиюминутным желанием, стремлением добыть себе славы. Князь Игорь убедил воинов отправиться в путь, сесть на «борзых коней», потому что неизвестно, о чём предупреждают силы небесные, а он хочет с «русичами» зачерпнуть воды шеломом из синего Дона, преломить с ними копьё о землю половецкую. Он предложил испытать свою судьбу. «Лучше быть потяту, чем полонёну», - сказал он в своей речи перед войском, то есть, лучше быть убитым, чем попавшим в плен. Проблема роли природы в жизни человека. Описывая путь русского войска «по степи незнаемой», автор показывает природу враждебной русским, степь принадлежит половцам. Природа словно предчувствует беду: «волки грозу поднимают», орлы своим клёкотом зовут зверей на кости, «лисицы брешут на червлёные щиты». «Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам». Подчёркивая тоску дружины по родной земле, автор дважды повторяет: «О русская земля! Ты уже за холмом!» Различные птицы сопровождают русичей на их пути, а мифическое существо Див предупреждает половцев о продвижении русского войска. Не удалось незамеченными пройти по степи. Половцы непроложенными дорогами побежали к Дону великому, а их телеги скрипят, словно лебеди распущенные. Первый бой. Проблема отношения к богатству, истинных и ложных ценностей. Первый бой закончился для русской дружины победой. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Военной добычей, трофеями стали половецкие девушки, золото, «паволоки», то есть шёлковые ткани, оксамиты – бархатная ткань красного и фиолетового тонов, украшенная орнаментом, где обычно изображались фантастические звери и птицы в круглых медальонах. Эти ткани выделывались в Византии и очень высоко ценились и на Востоке, и в Европе. Всеми этими «узорочьями половецкими», драгоценными тканями, а также кожухами – верхней одеждой из меха – воины стали мостить мосты по болотам и по топким местам, выказывая таким образом презрение к роскоши и богатству. подчёркивая, что отправились в поход не за богатыми трофеями, а для того, чтобы найти себе чести, а князю славы. Ночь в степи. «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо». Участники похода – потомки Олега Святославовича. Это князь Игорь, его брат Всеволод, сын Владимир, князь путивльский, племянник Игоря и Всеволода Святослав Рыльский. А в это время половецкие ханы Гзак и Кончак спешат к Дону великому. На другой день. Природа предвещает недоброе: «кровавые гори свет возвещают», «чёрные тучи с моря идут» - «хотят закрыть четыре солнца». Автор использует психологический параллелизм: в природе и жизни человека происходит одно и то же. Чёрные тучи – это и всё войско половецкое, которое собрали против себя «четыре солнца» - русский князья. Чёрная туча – это символ вражеского войска. Половцы двигались со стороны Азовского моря, где находились их зимние кочевья. На какой реке произошло сражение – неизвестно. Каяла – это символическое название реки от глагола «каяти» - жалеть, сожалеть, оплакивать, то есть на реке скорби и печали. Со всех сторон окружили половцы Игорево войско. Всеволод в бою. «Ярый тур» Всеволод - значит мужественный, храбрый, смелый. воинственный, могучий, яростный, опасный для врагов, похож на былинного богатыря, поэтому используется гипербола: «Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие». В бою он бесстрашен, в пылу сражения забывает обо всём, не боясь ран: «забыл честь и богатство, и города Чернигова отцов золотой престол, и своей милой, желанной прекрасной Глебовны свычаи и обычаи». Жена Всеволода – Ольга Глебовна – дочь Глеба Юрьевича, родного брата Всеволода Юрьевича, к которому обращается автор с призывом встать на защиту Русской земли, внучка Юрия Долгорукого. Экскурс в прошлое. Автор обращается к временам Олега Святославича – родоначальника «Ольгово хороброго знезда», сына Святослава Ярославича, внука Ярослава Мудрого. Он вел междоусобные войны – «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». В 1078 году ( более чем за сто лет до похода Игоря) вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем, находясь в Тмуторокани, заключив союз с половцами, выступил против черниговского князя Всеволода. С 1096 года начинается длительная и ожесточённая борьба Олега с Мономаховичами – Владимиром Мономахом и его сыновьями. Умер Олег 1 августа 1115 года. Проблема воздействия войны на жизнь народа. Именно при Олеге, прозванном Гориславичем, «засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждь божа внука». Даждьбог – один из древнерусских языческих богов, внук Даждьбога – русский народ. Междоусобные войны Олега принесли много бед русской земле и народу. В этих княжеских крамолах сокращались жизни людские. «Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля, а галки сою речь говорили, собираясь полететь на добычу». Война несёт с собой смерть, разрушение, голод. Вместо того, чтобы засевать на полях хлеб, поля усеяны трупами людей, убитых в междоусобицах, вороны и галки собираются на поживу. Описание второго боя. «Такой рати не слыхано!». Автор подчёркивает, что эта битва была невиданная, такой ещё не было. «Сраннего утра до вечера летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом. среди земли Половецкой». Метафора: «Чёрная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле». Традиционное сравнение битвы со свадебным пиром. «Игорь полки заворачивает», пытаясь остановить бегущих с битвы ковуев – наёмников, но успеха не достиг. В этот момент его взяли в плен. На третий день к полудню «пали стяги Игоревы». «Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не достало, тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами легли за землю Русскую». Роль природы в жизни человека. Кажется, что природа горюет, тоскует и скорбит вместе с человеком: «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». Причины поражения русских князей. Проблема разъединения русского общества перед лицом опасности. Князья не смогли сопротивляться половцам, бороться со своим врагом, потому что они были разъединены, каждый думал только о личном успехе и благополучии. эгоистично стремясь приобретать земли и богатства. Это были братоубийственные войны. «Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: «Это моё. и то моё же». Думая о «малом», о своей личной выгоде, князья стали забывать «великое» : защиту Руси от врагов, сохранение Русской земли. Сами князья стали на себя «крамолу ковать», то есть вести междоусобные войны. Существует и сейчас такой лозунг6 «Когда мы едины, мы непобедимы». Прекратив борьбу с половцами из-за междоусобиц, князья навели на Русь полки половецкие, которые со всех сторон стали «приходить с победами на землю Русскую». Проблема влияния войны на человека. Война несёт гибель. В сражении с половцами погибли все воины: «Игорева храброго полка не воскресить!» Печаль Русской земли изображена с помощью мифических существ: По Игореву войску «кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, огонь мыкая в пламенном роге». Карна и Жля не собственные имена, а нарицательные, символически- обобщающие образы печали, плача, скорби. Карна – от глагола «карити» - причитать по покойному, в народных говорах есть существительное «карна» - мука, скорбь. Жля или Желя – плач, скорбь. печаль. Война делает женщин вдовами. Автор передаёт плач русских женщин, потерявших на войне близких: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра совсем не потрогать». Печальные последствия принесла война6 застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла посреди земли Русской. Так с помощью градации автор подчёркивает, как много горя принесла война на Русь. Следствием необдуманного похода Игоря и его тяжелейшего поражения стало то, что половцы перестали считать себя связанными с договором о ненападении, который они заключали со Святославом Киевским. Снова они стали совершать набеги на Русь, «сами брали дань по белке от двора». Последствия похода. Игорь и Всеволод «коварство пробудили раздором», то есть открыли путь половцам на Русь. А ведь за год до похода Игоря в 1184 году. Святослав Киевский выступил против половцев и объединёнными усилиями одержал победу над воинственными кочевниками, «прибил своими сильными полками и булатными мечами, наступил на землю Половецкую». «Пал Кобяк в граде Киеве», то есть вынужден был сдаться и заключить с Русью мирный договор. Запад: немцы и венецианцы, греки и чехи поют славу Святославу за его победу над половцами и корят Игоря за поражение. за то, что «потопил богатство на дне Каялы – реки половецкой, -просыпав русское золото». Игорь не удержал достижения Святослава, пересел из седла золотого в седло рабское, то есть попал в плен. Сон Святослава. Роль пророческого сна в русской литературе. «А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах». Резиденция киевского князя была расположена на возвышенном месте Киева, у храма Святой Софии. Все детали сна предвещают несчастье: чёрное покрывало, которым «одевали» его с вечера на кровати тисовой, черпали синее вино с горем смешанное, сыпали на грудь из пустых колчанов половецких крупный жемчуг . По народным поверьям, видеть во сне жемчуг – плохая примета, знак того, что придётся проливать горькие слёзы. «Доски без князька в…тереме златоверхом». «Князёк» - это продольный верхний брус крыши, на котором держатся доски потолка. В Древней Руси разрушенный «князёк» дома символизировал его гибель. Видеть во сне сломанный «князёк» - примета ожидающего дом несчастья. Дом Ольговичей постигло несчастье – поражение Игоря. «Серые вороны граяли у Плесеньска». Вороны всегда к несчастью, они ждут поживы, это тоже примета несчастья. Вспомним песню «Чёрный ворон, ты не вейся над моею головой, ты добычи не добьёшься…» Её поёт в сказке-были Митраша, направившейся по стрелке компаса на север и угодившего в Слепую Елань, самое гиблое место на болоте. Сообщение бояр. Разъяснение сна боярами тоже полно загадок. «Два сокола слетели с отчего золотого престола» - два князя Игорь и Всеволод – решились на самостоятельный военный поход на половцев. Цель – «добыть города Тмутороканя или испить шлемом Дона». «Уже соколам крыльца подсекли сабли поганых, а самих опутали в путы железные». Князья потерпели поражение, погубили войско и попали в плен. «Два солнца померкли» - Игорь и Всеволод. С ними два молодых месяца – Олег и Святослав. Олег – сын Игоря, ему 10 или 11 лет, Святославу – 19 лет. В Ипатьевской летописи участником похода Игоря назван только его сын Владимир. В Лаврентьевской летописи говорится, что Игорь пошёл в поход с двумя сыновьями, но имена не названы. «На реке Каяле тьма свет покрыла – по Русской земле простёрлись половцы, точно выводок гепардов. Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу». Гепарды на Руси называли пардусами, это хищные, но легко приручающиеся звери, отличающиеся быстротой бега. на Руси они не водились, их привозили с юго-востока и дрессировали, как охотничьих зверей. Антонимы «тьма-свет», «слава – позор», «насилие – свобода» призваны подчеркнуть те трагические последствия, которые произошли на Руси в результате неудачного похода князя Игоря. Золотое слово Святослава. «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное». Святослав Киевский упрекает своих «детей» ( двоюродных братьев) в том, что рано они начали славу себе искать. Отмечая храбрость и смелость князей, он утверждает, что те «нечестно кровь поганую пролили», очевидно имея в виду то, что князья самочинно отправились в поход, ни с кем не посоветовавшись. именно тогда, когда с половцами был мирный договор. Святослав не видит уже власти сильного, богатого, обильного воинами брата своего Ярослава с черниговскими боярами, воеводами, с татранами и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами. Родной брат Святослава Киевского Ярослав Всеволодович Черниговский (1140-1198) сначала принимал активное участие в походах Святослава, но в 80-ые гг 12 века его действия противоречат политике Святослава по отношению к половцам. Например, отказывается от похода в 1184 году. В 1187 году по его вине сорвалось намеченное выступление против половцев. в «Слове» Святослава перечисляются тюркские племена, которые, осев в пределах Черниговского княжества, выступали на стороне русских князей. Из них собирались полки, носившие название «коуев». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в тщеславии: «Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!» Упрекает он князей в их молодой горячности. «Когда сокол линяет, высоко птиц взбивает: не даст гнезда своего в обиду». Линька птиц происходит в тот период, когда молодая птица надевает оперение взрослой птицы, достигает зрелости и с отвагой прогоняет даже более сильных птиц от своего гнезда. Половцы захватили город Римов, многих увели в плен после поражения Игоря. Затем Святослав обращается с призывом к князьям постоять за землю Русскую, отомстить за раны Игоревы. Кто же эти князья? 1. Всеволод. Это Всеволод Юрьевич (1154 – 1212), князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Один из самых могучих князей на Руси. Призывая Всеволода «прилететь издалека отчий золотой стол поблюсти», Святослав подчёркивает могущество Всеволода: «Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вылить!» Это не просто поэтическая гипербола многочисленности войск Всеволода, но и конкретное историческое событие. В 1183 году Всеволод осуществил успешный поход на волжских болгар. Им была взята столица Волжско-Болгарского царства и потоплено множество неприятельских судов. Всеволод захватил бы много пленников, так что ценились бы они очень дёшево: рабыня (чага) по ногате, а раб (кощей) по резане. Ногата и резана – очень мелкие денежные единицы. Ногата – это двадцатая часть гривны, а резана – пятидесятая.
2. Рюрик и Давыд – сыновья Ростислава Мстиславича, внуки Мстислава Владимировича, правнуки Владимира Мономаха. Рюрик всю жизнь провёл в боях с половцами. Давид Ростиславич (1140 – 1197) княжил в Смоленске. Говоря о могуществе дружин братьев, Святослав призывает их вступить в золотое стремена «за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича».
3. Галицкий Осмомысл Ярослав. Ярослав Владимирович Галицкий (1130- 1187), тесть Игоря, отец жены Игоря Ярославны. Прозвище «Осмосмысл» имеет различные толкования: у него восемь мыслей, то есть много забот, военных и политических; он очень мудр – умён за восьмерых и т.д.Кремль Галича находиля на высокой горе, сам город расположен на Днестре. Венгерские горы (Карпаты) были границей Галицкого княжества с Венгрией. Галицкий князь загораживает венгерским королям путь на Русь.
4. Роман и Мстислав. Роман Мстиславич, князь Владимиро-Волынский и Галицкий (1150 – 1205). Один из самых энергичных и деятельных князей.
5. Ингварь и Всеволод, князья Волынские…
Плач Ярославны. Проблема влияния войны на судьбу женщины. Ефросинья Ярославна – дочь Ярослава Осмосмысла – вторая жена Игоря, первая умерла. Плачет на стене Путивля. Её плач долетает из Путивля до Дуная. Дунай же называется потому, что по Дунаю проходила самая дальняя граница Галицкого княжества – родины Ярославны. Кроме того, Дунай – в славянском фольклоре эпическое название реки вообще. Ярославна сравнивает себя с кукушкой, которая полетит по Дунаю. Омочив шёлковый рукав в Каяле-реке, утрёт она князю кровавые раны на могучем его теле. Обращаясь к ветру она укоряет его за то, что он веет навстречу и мчит ханские стрелочки на воинов милого. «Зачем моё веселье по ковылю ты развеял?» - укоряет она ветер. Затем она обращается к Днепру, называя его Славутичем. Славутич – значит славный, прославившийся. В украинских песнях Днепр часто именуется с эпитетом «Славутич». «Пробил каменные горы» - речь идёт о днепровских порогах. Ярославна напоминает Днепру, как он «лелеял на себе Святославовы насады до стана Кобякова». Имеется в виду поход Святослава Всеволодовича в Половецкую степь в 1184 г. Насад – это ладья с «насаженными» бортами(цельное большое дерево, выдолбленное в форме ладьи и «надшитое» досками с бортов. Ярославна просит Днепр, чтобы он тоже «прилелеял» и её милого к ней, чтобы не слала она к нему слёз на море рано. Обращается она и к «светлому и трижды светлому» солнцу, чтобы оно не простирало горячие лучи на воинов «лады». Побег Игоря из плена.
Игорь словно слышит плач своей жены, ему Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому столу. Помогает ему в побеге половец Овлур. Он чем-то был обижен на половцев, а мать у него была русская. В момент побега природа будто сочувствует Игорю, словно помогает ему. Сравнения из мира природы: Игорь – князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Соскочил с борзого коня серым волком, полетел соколом под облаками. Диалог Игоря и реки Донца. Донец дружественно настроен по отношению к Игорю и Руси, а Кончака не любит. Игорь же величает и славит Донец за то, что тот лелеял князя на волнах, стлал ему зелёную траву на своих серебряных берегах, одевал тёплыми туманами под сенью зелёного дерева, скрывая от погони, стерёг гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах. Перечисленные здесь птицы, нырковые утки очень чуткие и осторожные. По их поведению скрывающийся в приречных зарослях Игорь мог определять, есть ли за ним погоня. Доброму и заботливому Донцу Игорь противопоставляет реку Стугну, в которой утонул в 1093 году юноша Ростислав, младший брат Владимира Мономаха. Природа и человек. Передавая плач матери по сыну, её боль и скорбь, автор изображает сочувствующую горю матери природу: «Уныли цветы от жалости, и дерево с тоской к земле приклонилось». Отрицательное сравнение. «То не сороки застрекотали – по следу Игоря едут Гзак с Кончаком». Описание природы. «Тогда вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали. Дятлы стуком путь кажут к реке, да соловьи весёлыми песнями рассвет возвещают». Автор создаёт этим описанием впечатление особой тишины и насторожённости сочувствующей Игорю природы. Умолкли как раз те птицы, которые могут своим криком выдать скрывающегося беглеца. Диалог Гзака и Кончака. Гзак предлагает убить сына Игоря Владимира: «Если сокол к гнезду летит, расстреляем соколёнка золочёными стрелами». Но у Кончака другой план. Он собирается выдать замуж свою дочь Кончаковну за Владимира: «Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколёнка красною девицей». Но Гзак возразил: 2Если его опутаем красной девицей, не будет у нас ни соколёнка, ни красной девицы и станут нас птицы бить в поле Половецком». Сын Игоря Владимир женился в плену на дочери хана Кончака. На Русь он вернулся в 1187 году вместе с женой и ребёнком, здесь был совершён христианский обряд венчания. Кончаковна перед венчанием была крещена и названа Свободой. Возвращение Игоря на Русь. Поётся слава Игорю. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|