|
Дом как место сбережения духовных ценностей в русской литературе (По рассказу А.П.Чехова «Ионыч») (Итоговое сочинение (декабрьское))Как сохранить в душе всё самое лучшее, высокое, поэтичное и благородное? Как сделать так, чтобы душа не оскудела, чтобы её не погубило всё низкое, житейское, наносное? Неумолимое, всепоглощающее время уносит в своём безжалостном потоке лучшие движения души. Грустно видеть, как постепенно стареет и мертвеет человеческая душа. Пусто душе, холодно и неуютно. Как спасти душу? Как сделать так, чтобы дом души не был пуст? Ведь главный дом человек в душе у себя строит, так считал советский писатель Фёдор Абрамов. Этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Врач Чехов не любил давать рецептов. Он просто показывал людям самих себя. Писатель Чехов сожалел о нравственных слабостях и жаждал переделать жизнь, чтобы она «стала умнее, человечней». Грустно читать рассказ Чехова «Ионыч», где главный герой Дмитрий Ионыч Старцев утрачивает всё человеческое и превращается в «языческого идола». Поражаешься лаконизму Чехова. В пяти коротких главах он уместил человеческую жизнь. В начале рассказа описывается губернский дом Туркиных как самый образованный и талантливый в городе. Когда приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, местные жители приводили в пример семью Туркиных. Жила эта семья на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. В чём же состояли таланты членов этой семьи? Иван Петрович Туркин устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, смешно кашлял, играя старых генералов, знал много анекдотов и шуток. Его жена Вера Иосифовна писала повести и романы и читала их своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна играла на рояле. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. Попал в этот дом и молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он слушал роман Веры Иосифовны о том, чего не бывает в жизни. А когда играла на рояле Екатерина Ивановна, ему казалось, что с горы сыплются камни. Но эти шумные, надоедливые звуки всё-таки были культурными звуками с точки зрения Старцева. Прошёл год, прежде чем доктор вновь появился у Туркиных, теперь он стал посещать их чаще, так как влюбился в Екатерину Ивановну, которую в семье называли Котиком. Любовь к Котику, несостоявшееся ночное свидание на кладбище – самые лучшие минуты в жизни Старцева. Он понимал, что Котик дурачилась, приглашая его на свидание ночью на кладбище, но он всё-таки приехал на край города. теперь у него своя пара лошадей и кучер Пантелеймон. В ночном пейзаже чёрно-белые краски, игра света и тени, ощущение тайны, обещающей «жизнь тихую, прекрасную и вечную» И «ГЛУХАЯ ТОСКА НЕБЫТИЯ». Заканчивается эпизод на кладбище победой тьмы, словно автор предсказывает судьбу героя. «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом». А дальше происходит обыкновенная история. Получив отказ на своё предложение, Старцев попереживал три дня, а затем успокоился. Постепенно происходит духовная деградация героя – дом души Ионыча пустеет, и ничего в нём не остаётся, кроме жажды наживы. Растёт его благосостояние: вот уже тройка лошадей и огромная практика в городе, вот уже есть своё имение, два дома. А вместе с приобретением состояния утрачивает Старцев человеческие чувства. Безобидное, на первый взгляд, занятие полюбилось доктору: пересчитывать жёлтые и зелёные бумажки. Екатерина Ивановна тоже изменилась. Когда-то она стремилась быстрее покинуть родительский дом, мечтала о славе пианистки, но вскоре поняла, что бездарна, и вернулась к родителям. Она вспомнила о любви Старцева, но воскресить в нём былую любовь не смогла. Огонёк в душе Ионыча погас, лишь он вспомнил о бумажках, которые с таким удовольствием вынимал из карманов по вечерам. Кто же виноват в том, что милый интеллигентный доктор превратился в языческого идола? Среда, окружение, обстановка, обстоятельства или он сам? Если «средой» считать семью Туркиных, то она осталась неизменной. Иван Петрович не постарел, по-прежнему острит и рассказывает анекдоты, Вера Иосифовна по-прежнему охотно, с сердечной простотой читает гостям свои романы. Котик играет на рояле по 4 часа в день, постарела, прихварывает, каждую осень уезжает с матерью в Крым. А Иван Петрович, провожая близких, утирает слёзы и машет им вслед. Да, Туркины сохранили в своём доме тёплые отношения, любовь, сочувствие друг к другу, сберегли те немногие духовные ценности, что у них были. А Старцев, получивший в городе С. прозвище «надутый поляк», растратил все свои духовные ценности, может, потому, что был одиноким человеком, не устроил свою личную жизнь и все силы своей души потратил на приобретательство. Таким образом, дом – это не просто частная собственность, материальная выгода, это прежде всего место сбережения духовных ценностей. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|