|
«Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (Итоговое сочинение (декабрьское))Время не выбирают. В нём живут. Основная особенность времени в его движении вперёд. Время невозможно повернуть вспять. Время – это миг по сравнению с вечностью. Вечность – категория постоянная. Она поглощает время, не оставляя от него ни следа. Всё канет в пропасть забвенья: события, люди, их дела. Лишь художнику дано через миг выразить вечность, остановить движение времени и запечатлеть его в «кристаллах книг». Из этого «потока времени» он выбирает самое яркое, самое запоминающееся, то, что становится «насущно полезным». Истинный художник, как никто иной, должен чувствовать своё время, жить мыслями и чувствами своих современников, стараться ответить на главные вопросы современности. Но настоящий писатель – «древний пророк: он видит яснее», чем другие люди. Он может «пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы». К таким писателям относится Иван Сергеевич Тургенев. Находясь в плену у своего времени, он жил современностью, умел уловить то, что ещё только носится в воздухе. Но художник – «вечности заложник». Во временном, преходящем он умеет открыть вечное, непреходящее. Роман Тургенева «Отцы и дети» написан в 1862 году и отражает общественно-политическую борьбу шестидесятых годов между либералами – дворянами и разночинцами- демократами. Кому сейчас, в 21 веке, интересны те идейно-политические разногласия, которые развели шестидесятников по разные стороны баррикад? Роман в своё время нашумел, вызвал бурную реакцию читателей, споры не умолкали весь 1862 год, когда это произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник». Тургенева обвиняли во всевозможных «смертных грехах». Демократы обвиняли писателя в том, что он написал пасквиль на молодое поколение. Либералы ставили Ивану Сергеевичу в упрёк, что он сочувствует идеям революционеров-демократов. Все они правы и не правы до известной степени. Писатель хотел быть «над схваткой» и примирить враждующие стороны. По меткому выражению умного критика Н.Н.Страхова, Тургенев написал «всегдашний роман». Иными словами, это не только социально-политический роман, но и философский: в нём решаются вечные вопросы человеческого бытия. Герой романа – Евгений Васильевич Базаров, будущий лекарь и нигилист. Во все времена появляются люди, уверенные в том, что они способны сказать «новое слово», изменить мир, сделать его лучше. Герои своего времени, они живут его тревогами, его борьбой. В чём же состоит новое слово нашего героя? Как нигилист, он отрицает всё: общественный строй, Бога, природу, искусство. Он отвергает любовь, культурное наследие прошлого, духовные ценности. В современном обществе он не находит ничего, что было бы достойно его уважения. Поэтому задача его проста – разрушить всё, «место расчистить», а строить на новом месте будут другие. Он предпочитает не говорить, а делать. Болтовнёй предостаточно занимались «люди сороковых годов», такие как Павел Петрович Кирсанов, аристократ, доживающий свои годы в деревне, в имении брата. Есть и научное обоснование взглядов Базарова – книга вульгарного материалиста Бюхнера «Материя и сила». Евгений Васильевич признаёт только материальность мира, только то, что можно изучить с помощью ощущений. Он не склоняется ни перед какими авторитетами, верит только в силу собственного разума и в точность своих ощущений. Казалось бы, как и герой древнегреческой трагедии Эдип, Базаров разгадал загадку сфинкса – сущность человеческой жизни. Для него не существовало тайн в мире человека и природы. Не существует загадочного взгляда женщины – надо просто проштудировать анатомию человеческого глаза и убедиться в этом. Не существует таинственных и романтических отношений мужчины и женщины – всё объясняется простой физиологией. Люди – те же лягушки или деревья в лесу – все одинаковые, не стоит изучать каждого человека по отдельности, достаточно одного экземпляра. Но Тургенев не был бы истинным художником, «заложником вечности», то он бы оставил своего героя в роли триумфатора, уверенного в знании конечной истины. Жизнь – это движение вперёд к постижению смысла человеческого существования. Если бы такая истина открыта была окончательно, жизнь бы остановилась. Автор устраивает своему самоуверенному герою ряд испытаний и приводит его к пониманию сложности жизни, ставит его перед лицом вечности. На губернском балу Базаров встречает свою «роковую женщину» - умную, красивую Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием сознавая романтика в самом себе. Но независимая, царственная, величественная и спокойная Анна Сергеевна так «заморозила» себя, не способна на ответное чувство. Это какая-то Снежная Королева, которая подчиняет себе всех, превыше всего ценит спокойствие и порядок, личную свободу и независимость. Поражённый в самое сердце любовью, Базаров по-иному начинает осмысливать жизнь. Наиболее важен в раскрытии нового мироощущения героя его разговор с Аркадием в тени небольшого стога. Базаров начинает ощущать трагичность человеческого существования. Человек и Вселенная – этот сложный философский вопрос беспокоит героя. Вселенная – это бесконечное пространство, а человек занимает в нём «узенькое место». Вселенная – это вечность, а человеку отпущено ничтожно малое время. Базаров чувствует несправедливость такого устройства мира. В человеке, «в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже». А закончится тем, что из него «лопух будет расти». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»? Перед нами не самоуверенный, а сомневающийся герой, постигающий сложность человеческого бытия. Смерть Базарова случайна: он поранил палец, вскрывая труп мужика. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Евгений Васильевич Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно и мужественно, утешая своих убитых горем родителей. Теперь «страстное, грешное, бунтующее сердце» героя «скрылось в могиле». О чём говорят цветы, растущие на ней? А говорят они не об одном «вечном спокойствии», но и о «вечном примирении и о жизни бесконечной». В том-то и состоит вечное, непреходящее значение романа: в утверждении жизни как единственной ценности на земле. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|