|
…либо я найду свой путь, либо проложу его сам (Итоговое сочинение (декабрьское))Образ Дороги традиционен в русской литературе, а истоки этого образа можно найти в фольклоре. Очень часто сказочные герои отправляются в путь или в поисках счастья, или, выполняя задание, от которого зависит их судьба. В дорогу даётся им волшебный предмет, какой-нибудь клубочек, ведущий к цели. А в реальной жизни часто приходится делать выбор, определяя цель и направление своего пути без всякого волшебства. И здесь, думается, есть два варианта: либо идти традиционным путём большинства, опираясь на жизненный опыт предыдущих поколений, либо прокладывать этот путь самому, выступая в роли первооткрывателя. Вспомним сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Двое детей, брат и сестра, Настя и Митраша, отправляются ранней весной, когда ещё не совсем сошёл снег, в лес за ягодой клюквой. У Лежачего камня дорога расходится по двум направлениям. Широкая, плотная, исхоженная многими людьми и потому проверенная и безопасная тропа ведёт в обход вокруг самого погибельного места в болотах – Слепой Елани – к палестинке, где растёт много клюквы. И именно эту тропу выбирает рассудительная и осторожная Настя. А Митраша слепо верит стрелке отцовского компаса и выбирает короткий путь по едва заметной тропинке, границы которой обозначены травой белоус. В сущности, обе тропы ведут к палестинке, и каждый из детей по-своему прав. Но и сестра, и брат совершают ошибку. Настя первой пришла на поляну, увидела много ягод, увлеклась их сбором, жадность её одолела, и она совершенно забыла о брате. А Митраша безрассудно сошёл с едва заметной человеческой тропы, полагая, что проскочит чистую полянку и угодил в Слепую Елань. Если бы не собака Травка, мальчик мог бы погибнуть. А вывод таков: выбирая путь, мы можем опираться на жизненный опыт других, но можем и прокладывать путь сами. Самое главное – не совершать ошибок на этом пути или хотя бы вовремя их исправлять, как сделали в конце произведения М.М.Пришвина дети. Настя корила себя за жадность и все ягоды отдала ленинградским детям, вывезенным из блокадного города. Оказавшийся в болоте Митраша стал очень рассудительным и осторожным, вследствие чего Травка не сразу бросилась к мальчику, иначе она утонула бы вместе с ним. В русской литературе жизненный путь героя часто представлен как поиски смысла жизни. В этих исканиях можно выделить два состояния: ощущение духовного кризиса и чувство духовного подъёма. Состояние духовного кризиса испытывают литературные персонажи, когда в их сознании распадается «связь времён», они не видят смысла в своём существовании, им кажется, что всё движется по какому-то заколдованному кругу, и ничего не меняется. Очень хорошо это состояние безнадёжности описал А.Блок в своём стихотворении: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. И какое же счастье испытывает человек, когда наступает «момент истины»: он понимает, в чём смысл его жизни, в чём его назначение! Ведь найти свою дорогу в жизни, определить своё место в ней – значит найти себя, сделаться самим собой. Герой рассказа А.П.Чехова «Студент» проходит этот необходимый путь от безверия и отчаяния к пониманию смысла жизни и к ощущению несказанного счастья. Иван Великопольский, студент духовной академии возвращался с тяги домой. Внезапно наступивший холод изменил настроение героя. Он стал думать о том, что такой же холодный ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре. И тогда была точно такая же лютая бедность, голод, невежество, мрак. И в душе его тоже холод, мрак и отчаяние, ему даже не хочется домой. Но вот у костра на вдовьих огородах студент пересказывает двум женщинам, матери и дочери, двум вдовам, Василисе и Лукерье, евангельский сюжет об отречении Петра. Внутреннее состояние Ивана сходно с состоянием апостола. Пётр был уверен в том, что пойдёт за Христа « и в темницу, и на смерть». Но он проявляет человеческую слабость, малодушие и трижды отрекается от Петра. Но ведь и сам Великопольский только что отрёкся от жизни, впал в отчаяние и безверие. Женщины по-разному отреагировали на рассказ студента. По щекам Василисы потекли крупные, изобильные слёзы, а выражение лица Лукерьи стало тяжёлым и напряжённым, как будто она сдерживала сильную боль. Иван Великопольский понял, что Пётр близок этим бедным женщинам, они всем своим существом заинтересованы в том, что происходило в душе Петра. Именно с этим открытием наступил для студента «момент истины». Он понял, что прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, которые вытекают одно из другого. Великопольский открывает истину: правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни. Это открытие наполнило героя ощущением молодости, здоровья и силы. Таким образом, жизненные искания героев литературных произведений помогают нам сделать и свой нравственный выбор. Читая русскую классику, мы начинаем осознавать важную истину: путь каждого человека должен оставаться дорогою чести и добра, любви к ближнему и служения обществу и народу. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|