|
В чём ложность теории Раскольникова? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главным героев является Родион Раскольников. Молодой человек создает собственную теорию, основанную на том, то все люди делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Концепция теории гласит, что существуют «великие» люди, которым позволено все. Такие люди вершат историю, они в какой-то мере, по мнению Раскольникова, подобны богам. Они могут развязать войну, стать предводителями революции, убить. Раскольников восхищается Наполеоном, которого относит к категории людей, которые «имеют право». Сам Раскольников тоже хочет быть таким человеком. Человеком, способным убить и не испытывать никаких мук совести, не знающим, что такое мораль. Он идет на убийство, поглощенный своими рассуждениями. Я думаю, что в Раскольникове говорит юношеский максимализм. Все люди равны, и никто не имеет никакого «права». Человек должен жить в ладу с собой и окружающим миром и тогда ему многое будет подвластно. Он будет созидать и делать великие вещи, возможно даже не отдавая себе в этом отчета. Быть великим ради того, чтобы быть «великим» не правильно, как и неправильно убивать ради этого. Интересным моментом является то, что Раскольников после убийства мучается не потому, что убил человека, лишил его жизни, дал себе разрешение вершить его судьбу, а, напротив, испытывает своеобразные «муки совести», беспокоясь о том, что, видимо, принадлежит к касте «тварей дрожащих». Достоевский опровергает по сути им же придуманную теорию прямо на глазах читателя. Люди делятся на людей хороших, тех, что живут по совести и тех, кто готов идти по головам. «Правом» наделяет человека не Бог, а сам человек. Достоевский показывает муки Раскольникова. По мнению главного героя, убийство должно было возвысить его над другими людьми, он должен был почувствовать себя своеобразным «избранным», «имеющим право» на убийство. Но все происходит с точностью наоборот. Раскольников становится чужим в своем собственном мире, он не прикасается к награбленному из-за отвращения к собственному поступку, пусть он это отвращение и не признает. Само тело главного героя, человеческая природа выдаёт, что поступок оставил глубокий отпечаток в его сознании. Он болеет, его лихорадит, словно тело пытается «выплеснуть» наружу все то, что осталось в его расколотой душе. Вся теория также противопоставляется христианским заповедям. «Не убий», «не укради» — не зря на каторге Раскольников хранит под подушкой Библию, он проходит «искупление». В этом и несостоятельность его теории. Человек на то и человек, существо, обладающее разумом и моралью. «Право» — это не способность убить, украсть, стать великим. Право — это способность жить с чистой совестью и свободной душой. Достоевский подводит своего героя и читателя к мысли о том, что настоящей силой в мире является милосердие. И только настоящий человек может им обладать. Такой человек будет жить в ладу с собой, его будут любить все вокруг, он никогда не прибегнет к насилию, чтобы доказать, что он чего-то стоит. Обновлено: Опубликовал(а): Лена Беляева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|