|
История проходит через Дом человека, через его частную жизнь» (Ю. Лотман) (Итоговое сочинение (декабрьское))Бывают такие эпохи, когда личная судьба человека, его частная жизнь, семья, дом
особенно тесно переплетаются с историческими событиями. Например, Юрий Лотман, раскрывая биографию А.С.Пушкина, подчёркивает, что в эпоху Александра 1 существование человека было тесно связано с историей. Хотя Пушкин и его лицейские друзья не принимали личного участия в войне 1812 года, но историческая жизнь стала частью их личной биографии. Однако и в более спокойное и мирное время общественно-политические изменения не могут не отразиться на частной жизни. Попробуем это доказать, обратившись к пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад», написанной в 1903 году и продолжающей тему оскудения «дворянских гнёзд», начатую ещё И.С.Тургеневым в романе «Дворянское гнездо». Главная героиня этой лирической комедии (именно на таком определении жанра пьесы настаивал сам Чехов, отказывая своим героям в трагедии) Любовь Андреевна Раневская после пятилетнего пребывания за границей возвращается в родное поместье. Всё ей кажется здесь близким и дорогим. Она предаётся счастливым и светлым воспоминаниям, связанным с этим домом и вишнёвым садом. Это имение является частью её прошлого, истории её семьи, и ей очень тяжело с ним расставаться. На 22 августа назначены торги на аукционе, имение продаётся за долги. Дом и сад приобретает купец Лопахин, который не питает никаких тёплых чувств по отношению к барской усадьбе. Он лишь вспоминает, что здесь пороли на конюшне его деда, а отца не пускали дальше передней. Ермолай Лопахин и торжествует победу, и грустит оттого, что не может понять, когда же закончится эта «нескладная» жизнь. Он и сочувствует Раневской, потерявшей самое дорогое, пытается её утешить, и в то же время ему не хватает такта подождать, когда хозяева уедут, и только тогда приказывать рубить вишнёвые деревья. Тонкость, деликатность, культура прививаются через многие поколения, и Лопахин понимает, что он, несмотря на своё богатство, белую жилетку и жёлтые башмаки, «мужик мужиком», пытается попасть «со свиным рылом в калашный ряд». Он вырубает под корень не просто деревья, но уничтожает и историю дворянской семьи ради получения прибыли. На месте сада деловой человек хочет разбить дачные участки и сдавать их в аренду. Семья Раневских и Гаевых распадается. Раневская снова уезжает в Париж. Её брат Гаев собирается работать в банке, правда, многие герои относятся к этому скептически, ведь Леонид Андреевич никогда не работал. Приемная дочь Варя нанимается в экономки, а семнадцатилетняя Аня собирается много трудиться. Но особенно заметно, как история, изменения в общественно-политической жизни влияют на личность, на характер человека, на его нравственность, мы можем проследить, сравнив двух второстепенных персонажей комедии. Один из них – 87-летний старик, лакей Фирс, который отмену крепостного права в 1861 году, то есть за 40 лет до происходящих событий, воспринимает как несчастье. Он предан господам, ухаживает за Гаевым, как за ребёнком, ворчит на него: «Опять не те брючки надели». Он считает, что раньше было лучше: мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все «враздробь». Он предан и барскому дому, но именно этого трогательного старика забывают хозяева, покинувшие имение. Старику Фирсу противопоставлен молодой лакей Яша, который жил в Париже 5 лет и вернулся на родину вместе с Раневской. Яша презирает деревню, где, кстати, сам вырос, не хочет видеться со своей бедной матерью-крестьянкой, которая специально пришла из деревни, чтобы увидеться с сыном. Он соблазняет легкомысленную горничную Дуняшу и оставляет её, обвиняя в безнравственности. Он просит Раневскую снова взять его в Париж, так как жить в России, по его мнению, тёмной и невежественной стране. Яша предаёт всех и вся. Это низкий, ничтожный и в то же время самодовольный лакей, достойный одного презрения. Мы видим, что история и время не всегда «работают» на смягчение и улучшение человеческих нравов, и Яша – яркий пример духовной деградации. Ещё один пример того, как история влияет на дом человека и его частную жизнь, мы можем найти, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». События начинаются 20 мая 1859 года в сложный исторический период, когда на смену либералам – дворянам пришли разночинцы и революционеры-демократы, когда готовилась отмена крепостного права. В родительский дом, в своё «дворянское гнездо» возвращается юный Аркадий Кирсанов и не один, а вместе со своим новым другом- нигилистом Евгением Базаровым. Николай Петрович замечает, что сын как-то отдалился от него, увлёкшись нигилистической теорией. В конце романа мы видим, как Аркадий уже под влиянием девушки Кати отказывается от прежних взглядов, обращается к семейным ценностям и традициям. А это означает только одно: какие бы новые идеи и модные веяния ни увлекали молодого Кирсанова, он возвращается на круги своя, снова сближаясь с отцом. Подведём итоги. Мы убедились в справедливости мысли о том, что история проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Влияние исторической эпохи на единичную судьбу может быть разным. Иногда это воздействие разрушительно и ведёт за собой необратимые процессы. А может быть и так, что взбаламученное лоно вод снова войдёт в свои берега и жизнь потечёт по-прежнему. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|