|
Вы здесь: Критика24.ру › Психология
Плюсы и минусы дистанционного обучения. Виртуальный мир (Психология)В современном мире сложно представить свою жизнь без использования Интернета. Именно всемирная сеть стала для человека неотъемлемой частью нашей жизни. Кто-то использует Интернет для работы, кто-то для развлечений, но мы все понимаем, что виртуальный мир проник во все сферы нашей жизни. Образование — не исключение. Сначала онлайн-занятия использовали преимущественно репетиторы, создатели курсов и другие различные источники дополнительного образования. Но этой весной, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, школы и университеты нашей страны были вынуждены также перейти на этот формат. Несомненно, дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В этом эссе я хочу рассмотреть плюсы и минусы такого формата с разных сторон: со стороны родителей, преподавателей и учащихся. Хотелось бы начать с родителей. Я посетила множество сайтов и форумов, чтобы понять, как чувствовали себя родители этой весной. По идее, «дистанционка» могла бы разгрузить мам и пап. Хотя бы частично. Ведь, когда ребенок дома, не нужно переживать о том, чем он занят. А, наоборот, можно наблюдать за учебным процессов и даже его контролировать. Но, судя по комментариям в соцсетях, для кого-то онлайн-школы обернулись настоящим кошмаром. Во-первых, играть роль учителя готовы далеко не все родители. Ведь именно на их плечи, по мнению авторов некоторых постов, кое-кто из педагогов переложил процесс передачи знаний. Легче родителям старшеклассников и студентов. Эти дети уже достаточно взрослые, чтобы организовать свой учебный процесс. Младшим школьникам нужно больше внимания. Несомненным плюсом для родителей является возможность наблюдать за учебным процессом и контролировать его. Когда твой ребенок в школе, ты не видишь, как он отвлекается на уроках или не выполняет поручения учителя. Часто школьные учителя испытывают проблемы с поведением учащихся, но родитель, находящийся рядом во время урока, может разрешить эту проблему. Это в том случае, если у родителя есть время. Но большинство родителей в школьные часы должны быть на работе: кто-то так же дистанционно в соседней комнате (хорошо, если эта соседняя комната вообще есть), кто-то же не имеет возможности перевести свою работу в дистанционный формат (врачи, работники спецслужб). Тогда организация учебного процесса ложится на ребенка. Если же родитель всё-таки дома, то ему приходится отвлекаться, чтобы помочь ребенку зайти на учебную платформу и т. д. Это отрицательный момент. Ещё одним минусов является то, что многие семьи не имеют необходимого количества компьютеров и ноутбуков (особенно это касается многодетных семей). А в некоторых регионах нашей страны до сих пор нет стабильного Интернета. Достаточно вспомнить популярный видеоролик, где студент рассказывает, что для того, чтобы отметиться на занятии, он идет в ближайший лес и залезает на березу, потому что сеть ловит только там. Теперь рассмотрим, что думают о таком формате сами учащиеся. Здесь можно выделить две возрастные категории: младшие школьники и старшеклассники и студенты. Для младших школьников, пожалуй, такой формат подходит меньше, чем для других возрастных групп. Им тяжело концентрироваться, если они не видят преподавателя перед собой. Также ребятам младшего возраста сложно длительное время находиться в одном и том же положении, они привыкли к активностям. Большое количество материала приходится усваивать самостоятельно, что не под силу большинству младшеклассников. Многим старшим школьникам и студентам обучение онлайн импонирует. Дистанционный формат занятий до сих пор сохраняется в нашем университете на некоторых дисциплинах. Также я периодически посещаю различные онлайн-курсы и вебинары. Я ЗА такое обучение, потому что вижу в нем множество плюсов: возможность жить с родителями, экономия времени, которое я тратила на дорогу и сборы, возможность свободно организовывать свой учебный процесс. Но такие преимущества видят немногие. Для некоторых тяжело находиться долгое время дома, не видеть людей и друзей. Теперь подробнее о минусах онлайн-обучения для учащихся. Во-первых, это здоровье. Тяжело просидеть перед компьютером в течение 4-6 часов, а может и больше в зависимости от нагрузки. Во-вторых, объем заданий значительно увеличивается по сравнению с традиционной учебой. Различные презентации, доклады, видео, которые нужно фотографировать и отправлять преподавателям во всевозможных мессенджерах. После дня, проведенного в ноутбуке на парах, вечером мы снова садимся за него, чтобы сделать домашние задания. Это сильно утомляет и приводит к стрессу. Также на дистанционных занятиях есть соблазн отвлечься и перестать внимательно слушать преподавателя. Домашние работы начинают выполняться некачественно, а дедлайны откладываться до лучших времен. Если студент не обладает способностью к самоорганизованности и дисциплине, то у него могут возникнуть трудности. Многие преподаватели не умеют качественно организовывать учебный процесс в онлайн-формате, что влияет на качество полученных учащимися знаний. Что думает об этой проблеме преподаватели? Здесь тоже можно рассмотреть два мнения: мнение поколения учителей в возрасте и молодого. Для тех, кто преподает очень давно очно, достаточно тяжело приспособиться к новому формату. Это относится к трудностям в работе с техникой и с учебными платформами. Стоит отдать должное, что преподаватели в моем окружении, несмотря на немолодой возраст, справляются с техникой и стараются сделать дистанционные занятия интересными и эффективными. Но не всем так повезло. Я часто слышу от них: «Когда мы уже встретимся-то с вами?». Это говорит о том, что их поколение привыкло видеть глаза своих учеников. Молодые же учителя, в своем большинстве, наоборот, стараются перейти в онлайн-сферу. Например, я на данный момент преподаю в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ и знаю изнутри, как чувствует себе преподаватель перед монитором. Мне достаточно комфортно взаимодействовать с учениками через виртуальное пространство, это дело привычки и методической подкованности. Я заранее готовлю материалы, предполагающие трансляцию через монитор. У обычных школьных учителей или преподавателей ВУЗов такие материалы не имеются или имеются достаточно редко. Плюсом для меня является то, что я могу заниматься с ребятами из разных точек нашей страны, проводить таким образом групповые занятия гораздо проще, да и ученики могут пересмотреть запись урока в удобное для них время. Несомненным плюсом для учащихся является стоимость таких курсов, которая гораздо меньше, чем очные занятия у репетитора. Кроме того, школьникам из маленьких городов не всегда удается поблизости найти подходящего специалиста. Что касается минусов для молодого преподавателя — это тоже вред для здоровья. Когда поднимают эту проблему, все начинают говорить о вреде здоровья для учеников, но мало кто задумывается что преподаватель тоже страдает. Подготовка материала занимают огромное количество времени, которое мы, онлайн-преподаватели, проводим соответственно без дополнительной физической активности. Других минусов для себя в таком формате преподавания я не нахожу, всё остальное — это индивидуальные предпочтения. Таким образом, мы видим, что дистанционное обучение имеет как множество положительных, так и отрицательных моментов. В любом случае, это предпочтения каждого. «Всё хорошо в меру» — это выражение, которое прекрасно описывает мое мнение по этому поводу. Онлайн-занятия как что-то дополнительное — это хорошо, но основную учебную деятельность лучше сохранять в очном формате. Когда я провела опрос среди своих учеников, ЗА или ПРОТИВ они дистанционного обучения — все единогласно ответили ПРОТИВ. Всё потому, что они устали от постоянного нахождения перед монитором. Если раньше по дороге домой из школы можно было переключиться и расслабиться, то сейчас это невозможно. После дня, проведенного на школьных онлайн-уроках, они приходят ко мне на вебинар. Это. конечно же. утомляет их. Я выступаю за совмещение этих двух форматов, но ни в коем случае не за переход на полностью удаленное обучение. Обновлено: Опубликовал(а): Брахманова Елизавета Юрьевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|