|
Образ Петербурга в русской литературе по произведениям «Медный всадник», «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)В русской литературе образ Петербурга всегда оставался неоднозначным — выступая не только в роли родины героев произведений, являясь лишь фоном, однако он также становился и неотъемлемой частью повествования, прямым участником событий. И описание самого города неопределенно и контрастно — Петербург не ограничивается восхищением светского общества и величественным красотами, он заключает в себе и совершенно противоположные качества — бедность и горе. Так, в философской поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» образ Петербурга расколот надвое — Евгений восторгается и любит его («Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…»). Город, подобный городу европейскому, не может не вызывать восхищения главного героя своим выдающимся и величественным внешним видом в любое время года. Несмотря на это, Петербург не пригоден для жизни – дом Евгения, как и его невесты Параши, затапливает («…злые волны, // Как воры, лезут в окна») — используя сравнение, автор показывает неожиданность происходящего — у героя даже не было возможности подготовиться, что оставляет его в безвыходном положении. Не сумев справиться с горем потери и дома, и невесты, в окружении будто чужого ему города («Узнать не может. // Вид ужасный!») рассудок Евгения «не устоял» — герой сошел с ума — что также делает Петербург не просто местом действия, а прямым участником — виновником произошедшего с Евгением. Однако не только до безумия способен довести Петербург — происходящее в городе также может толкнуть героев на отчаянные поступки. Так, в социально-психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» описание Петербурга также далеко от пышного и красочного — это город бедности, грязи, пьяниц и самоубийц («Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся…»). Автор его не приукрашивает, не скупится на яркие эпитеты, раскрывающие самые неприглядные стороны города («Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»). Неотъемлемой и очень важной деталью Петербурга Федора Достоевского является желтый цвет – комнаты Раскольникова и Сони поклеены желтыми обоями, от пьянства лицо отца Сони становится желтым. Желтый — это символ болезни, нищеты и убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, царящей в городе. Одной из тех, кому в Петербурге приходится не жить, а выживать, является Соня — героиня по желтому билету идет работать, попав в безвыходное положение, в которое загнал город её семью. Также, Петербург часто «враждебно» относится к героям. В стихотворении Осипа Эмильевича Мандельштама «Ленинград» лирический герой возвращается в родной город — однако встречает его совсем чужой Петербург, хотя он и пытается обратиться к нему старому и знакомому («Петербург! я ещё не хочу умирать!»). Ярко прослеживается антитеза между враждебно настроенным к нему Ленинградом, в котором он чувствует себя заложником («Шевеля кандалами цепочек дверных») и Петербургом, знакомым с детства и «до слёз». Реформы настолько изменили родину лирического героя, что город становится для него неузнаваемым. Таким образом, образ Петербурга в русской литературе совершенно неоднозначен — одновременно он является и величественным городом («Петра творенье…»), и совершенно невозможным для проживания, побуждающим героев в буквальном смысле бороться за свою жизнь; часто он живет от героев будто отдельно — этому способствует то, что не один автор использует для его описания олицетворение. Обновлено: Опубликовал(а): Marlan Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|