|
С чем связан внутренний конфликт Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»? (ЕГЭ по литературе)В романе Ф. М. Достоевского главный герой, по словам Разумихина, будто совмещает в себе две кардинально разные личности: «…точно в нём два противоположных характера поочередно сменяются». Вследствие этого он постоянно сталкивается с внутренними противоречиями, выдающими душевный раскол персонажа. Человек по природе не является только добрым или злым, в нем балансирует стремление к свету и тьме. Обращение людей к одной стороне происходит в зависимости от среды и навеянных ею идей. Так, Раскольников воспитывался в любви, в соответствии с христианской моралью, именно поэтому часть его души беспрекословно отдает предпочтение смирению, взаимопомощи, состраданию к любому человеку. Среда, вырастившая его, была благоприятной для формирования подобных взглядов. В провинции у людей более скромные желания, несмотря на бедность семьи в Р-й губернии там он не задумывался ни о «высших» и «низших», ни о несправедливости нищенского существования. Однако в Петербурге Раскольников поглощается тлетворной атмосферой, его гнетет голод, неподобающая одежда, роль учителя за копейки. Ведь хоть он и вырос не в богатстве, и у него, и у сестры сформировался независимый и гордый характер. Для него положение низшего слоя было оскорбительно при том, что себя и свои знания Раскольников оценивал высоко. А новые идеи в отличие от христианства возвышали его положение в жизни, делали его Наполеоном. Таким образом, противоречия строились на основе разных сред, столкнувшихся и повлиявших на мировоззрение героя. После пробы и сна о лошади в Раскольникове обостряются противоречия и во внутреннем монологе звучат данные фразы, описывающие насколько герой запутался в собственных взглядах: «…ведь я вчера понял совершенно, что не вытерплю, я сам сказал, что это подло, гадко, низко, низко…». Несмотря на это герой потом совершил убийство. Точно также в Раскольникове сочетается сострадающая душа христианина, которая готова на бескорыстные поступки и помощь ближнему, и жестокая холодная личность, «собственно человек». Например, ещё перед убийством Раскольников на улице увидел пьяную молодую девушку, которую преследовал мужчина, и главный герой отдал 20 копеек незнакомке на извозчика. Первая мысль после этого инцидента заключалась в том, что он жалел о содеянном, корил себя за помощь: «Ну мне ль помогать? Имею от я право помогать? Да пусть их переглотают друг друга живьем- мне-то чего?». Более того, его также гнетет осознание, что он отдал деньги, с усилием скопленные матерью. Однако последующие мысли противоречат этому, ведь Раскольников расписывает будущее «бедной девочки», что приводит его в ужас и заставляет задуматься о некомпетентности теории о процентах, который «должен уходить каждый год». Ведь и его сестра Дуня может попасть в какой-то процент, антигуманность подобного подхода пугает героя. В романе затрагиваются острые противоречия в Раскольникове непосредственно после убийства старухи. Он отвергает помощь окружающих, так как понимает, что не заслуживает её. Его гнетёт отдаленность от людей, ведь в глубине души он их любит и чувствует необходимость помогать им и принимать их заботу. Ярким эпизодом является фрагмент, в котором Раскольникова принимают за бездомного нищего и дают монетку, то есть пытаются из лучших побуждений сделать жизнь ближнего немного лучше. Раскольников же, стоя над мостом, бросает деньги в воду, тем самым не принимая акт сострадания, в этот момент в нем говорит христианская часть, ведь он ненавидит себя за совершение убийства. Идентичная ситуация происходит и с другом Разумихиным. Раскольников просит у того переводы, однако сразу же возвращает немецкие бумаги и деньги обратно, осознавая, что не имеет права на помощь и жалость. То есть в нем явно видна борьба двух характеров и мировоззрений. Данное сопротивление продолжается до финала романа и даже в эпилоге имеет место. Раскольников не может раскаяться, так как не видит в преступлении ничего ужасающего. Идеи на каторге даже будто крепнут: «Чем, чем, моя мысль была глупее других мыслей…». Он утверждает, что его совесть спокойна, что формулировка слова «злодеяние» размыта. Герой скорее занимается самовнушением, ведь сразу же говорит о своей слабости и ошибке в том, что сдался властям. То есть одновременно он уверен в теории, но не уверен в своей силе, чтобы соответствовать её постулатам. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» в главном герое происходит конфликт, и именно борьбу человека с идеей читатель наблюдает в произведении. Противоречия вызваны столкновением теории и христианской морали в Раскольникове. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|