Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Реформа В.К. Тредиаковского в области российского стихосложения (Литература XVII—XVIII веков)

РЕФОРМА В ОБЛАСТИ РОССИЙСКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Поэзия XVI — начала XVII веков основывалась на силлабике. Этот тип стихосложения был привезен в Россию из Польши. В польском языке было женское окончание, которому соответствует предпоследний ударный слог слова и последний безударный. Это требовало закрепления сильной позиции предпоследнего слога в русских силлабических стихах. Но проблема была в том, что в русском языке ударение не закреплено за каким-то определенным слогом, как, например, во французском языке, а свободно.

Если не учитывать соотношение ударных и безударных слогов, то ритм стиха окажется недостаточно выраженным, и в результате он не будет в должной мере противопоставлен прозе. Таким образом, силлабика являлась неорганичной системой для русского стихосложения. И первым из власти сложившегося поэтического ритма рискнул выйти В. К. Тредиаковский.

Еще в марте 1735 г. в «Речи о чистоте российского языка» поэт говорил: «Сложение стихов неправильностию своею утрудить вас может; но и то, мои господа, преодолеть возможно и привесть в порядок: способов не нет, некоторые же и я имею».

Основу реформе российского стихосложнения положил В. К. Тредиаковский в 1735 г. своим трудом «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Главной целью реформы было максимальное разделение стихотворной речи от прозаической. Филолог хотел добиться соответствия принципа стихосложнения акцентологии языка. Сравнив акцентологии русского с древними языками, он выявил, что «долгота и краткость слогов в новом сем российском стихосложении не такая разумеется, какова у греков и латин. . , но токмо тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая».

Тредиаковский определил стопу новой ритмической единицей стиха, представляющей собой сочетание ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Он объединил силлабические принципы стихосложения с тоническими и пришел к открытию силлабо-тонической системы.

Из метрической системы больше не выбивались словесные ударения, они наоборот стали вписываться в стихотворный размер. Реформа Тредиаковского не была чем-то резко новым, она продолжала то, что было основано в 17 веке, а именно силлабику. Тредиаковский преобразовал силлабической стих так, чтобы он превратился в силлабо-тонический. Теперь стихи не только имели одинаковое количество слогов, но в них также присутствовали и стопы.

Тредиаковский выделил следующие стихотворные размеры: спондей, пиррихий, хорей (или трохей) и ямб, оговорив необходимость их закономерного повторения в стихе. Поэт безусловно предпочитал двусложные стопы, и хорей в частности — «тот стих всеми числами совершен и лучше, который состоит токмо из хореев».

Также Тредиаковский упорядочил 11- и 13-сложные стихи. Он установил:

1) обязательное наличие мужского окончания перед строго необходимой цензурой;

2) женские окончания;

3) расположение ударений в них.

Он определил тринадцатисложник, как семистопный хорей с цезурой после четвертой стопы. А одиннадцатисложник — как шестистопный хорей с усечением в третьей стопе.

В 1739 году в свет выходит сочинение «Письмо о правилах российского стихотворства» М. В. Ломоносова, где он дополнил реформу Тредиаковского. Наравне с ямбом и хореем ученый допускает трехсложные стихотворные размеры, такие как дактиль, анапест и стихи, в которых хореические строфы смешаны с дактилическими или ямбические строфы — с анапестическими. Каждый из этих шести метров (ямб, хорей, дактиль, анапест, хорей+дактиль, ямб+анапест) имеет пять разновидностей по стопности.

В своих трудах Ломоносов расширил понятия нового стиха. Он снял запрет на чередование мужских и женских рифм: «То для чего нам оное богатство пренебрегать, без всякия причины самовольном нищету терпеть и только одними женскими побрякивать, а мужских бодрость и силу, тригласных устремление и высоту оставлять?».

Ломоносов категорически не выносил использование спондеев и пиррихиев и требовал выдерживать последовательное чередование хореев или ямбов в стихе. А силлабо-тонический принцип распространял на все объёмы стиха.

Итогом реформы Тредиаковского-Ломоносова стало господствование силлабо-тоники в русском стихе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском