|
«Люди на болоте» И. П. Мележ (Читательский дневник)Роман «Люди на болоте» не богат событиями. И история в нём течет спокойно. Писатель подробно рассказывает о расположении болотной деревни Курани, большую часть года отрезанной от мира, о её жителях, с утра до ночи летом и зимой занятых дома, во дворе, в поле, в болото, в лесу. Несколько страниц посвящены описанию первого сенокоса. Картины тяжелой крестьянской горячей пары занимают много места в творчестве и играют доминирующую роль в раскрытии главных черт характера всех персонажей. Столь же определенные, красочные и вдохновляющие картины природы Полесья, проявленные через восприятие того или иного персонажа. Значительное место в романе отведено массовым сценам, в частности описанию собраний, на которых происходят ожесточенные споры куреневчан о земле, гребле. Писатель умеет видеть в не замеченных до него красках полесской природы, улавливать это в не слышимых окружающих мотивах устного творчества, находить в поэзии крестьянского творчества нечто отличное от того, что уже рассказывали предшественники. Самое главное, что все это в его романе органично связано с движением центральных персонажей, их ростом и развитием, способствует открытию в них новых граней. Писателя нельзя винить в чрезмерной биографии. Идя изнутри очень противоречивого и удивительно красочного материала, Иван Мележ стремится быть не столько летописцем, биографом, сколько художником, открывающим новые, неповторимые персонажи жизни, через развитие и столкновение которых раскрывается история основные социальные группы и их философия, которые имеют смысл времени, судьбы человечества. Интересно, что изображения крестьян Василия Дятлика и Анны Чернушки проходят через все произведение. Их пути поражают извилистыми характерами, неожиданностью поворотов, срывов, взлетов и падений, воображением нелогичных действий. Глубокое проникновение в мысли, надежды, нравы, обычаи белорусского крестьянства позволяет Ивану Мележу без всякой искусственности придать роману четкое социально-философское звучание. Размышляя о своей судьбе, о своем будущем, его герои решают большие социальные и нравственные проблемы — справедливость, счастье, собственность («богатство»), индивидуализм («кулак»), коллективизм, хотя сами они редко употребляют эти слова. мастер воссоздает атмосферу белорусской деревни 1929 года, когда началась коллективизация. Внутренние и традиционные ночные «встречи» крестьян и сплетни женщин сначала робко выражают надежду: «Может, ничего такого ещё не будет, может быть, эти человеческие страхи пусты», а затем ведут ожесточенные дискуссии. Слушая выступления Апейки, Миканора, Лайк-Игнатия, Андрей Рудный в резких возражениях отстаивает до конца своего клочка земли Василий Дятел, в злобных репликах старого Глушака и его необузданных грубых словах сына Евгения, всегда шутя, но шутя над смыслом возражений Банни, наблюдая за невероятными эмоциональными перипетиями этих людей, мы действительно чувствуем неповторимость атмосферы, в которой сменились сами основы сельской жизни. Обновлено: Опубликовал(а): viacheslaw Внимание! Спасибо за внимание.
|
|