|
По Ананьеву: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (ЕГЭ обществознание)Оценка эксперта внизу «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида», — говорил Б. Г. Ананьев. Нельзя не согласиться с автором высказывания. Ананьев считает, что личность намного шире, обширнее и интереснее индивида, так как формируется позднее. Иными словами, индивид приобретает опыт, знания, полученные из разных источников, умения и навыки, позволяющие жить в современном обществе. Но чтобы сформировалась личность, необходима определённая база, коей являются качества индивида, способности, данные ему от рождения; и от объёма этих способностей, а также от многих других факторов, например, воспитания, зависит то, какой будет личность. Если рассматривать высказывание с точки зрения обществоведческой науки, то в нём можно выделить два основных понятия не только в социологии, но и в обществознании в целом: личность и индивид. Итак, индивид — это человек, отдельный представитель вида homo sapiens, со своим цветом глаз, кожи, волос, состоянием здоровья, иными физическими данными. А вот личность – это человек с приобретёнными в процессе социализации нравственными качествами, моралью, идеалами, мировоззрением и пр. Можно найти двух полностью одинаковых индивидов, но двух идентичных личностей ни одному человеку в мире не сыскать. Из-за чего? Из-за социализации — процесса внедрения индивида в социум, усвоения принятых там норм, законов, получения знаний и опыта, чтобы индивид мог в дальнейшем свободно функционировать там. В процессе социализации индивид становится личностью. А помогают ему в этом семья, СМИ, государство, традиции того народа, к которому он принадлежит, образование и самовоспитание. Поэтому их ещё называют агентами социализации. Всего существует две группы таких агентов: первичные, к которым относится, например, семья, и вторичные, к примеру, СМИ. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из истории России. Всем известны реформы Петра Великого и то, какую роль он сыграл в становлении России как великой европейской державы. А как он смог этого достичь? Конечно, определённые способности были у него с рождения, например, неуёмная энергия и хороший ум, но это — качества Петра как индивида, в его окружении было немало людей, похожих на него в этом. А вот качества Петра как личности формировались постепенно, и в формировании этих качеств, например, европейского мировоззрения, принимали участие и условия, в которых рос царь, и его друзья из Кукуйской слободы, и те люди, с которыми он встречался во время Великого посольства в Европу. Всё это сформировало взгляды Петра Великого на русскую жизнь и предопределило историю России на многие столетия вперёд. Иногда случается и так, что человек не становится личностью, не приобретает мировоззрения, собственного мнения, не имеет идеалов, которым мог бы следовать. В европейской истории остался один такой пример. В 20-х гг. XIX века в городе Нюрнберге появился юноша лет 16-17 на вид. Он повторял только две заученные фразы, не понимая их смысла, обладал очень маленьким словарным запасом, почти не умел писать; можно было сказать, что его развитие остановилось на уровне маленького ребёнка. На бумаге он смог написать только два слова: «Каспар Хаузер». Все подумали, что это его имя, и в историю юноша вошёл под этими именем и фамилией. Из воспоминаний Каспара стало понятно, что его в полном одиночестве держали в какой-то маленькой комнате, лишив общения с людьми и вообще каких-либо контактов с внешним миром. Так как Каспар Хаузер находился в длительной изоляции и ни с кем не общался, даже книг не читал, то он не был сформирован как личность. Может быть, если бы не ранняя смерть, юноша смог бы полностью приспособиться к жизни среди людей. Итак, личностью человек действительно становится далеко не сразу, личность действительно наступает позже индивида. Индивидами мы все становимся от рождения, но то, что позволит нам сказать: «Я — личность», приобретаем в течение долгих лет нашей жизни. И чем больше мы будем узнавать, чем чаще будем сталкиваться с разными мнениями и явлениями, тем многограннее будет личность. А чтобы успешно осваивать опыт от этих столкновений, нужны качества человека как индивида, без них, к примеру, без хорошей памяти, человек просто ничего не запомнит и не сможет развиваться как личность, ведь чем больше человек запоминает, тем сложнее становится его личность. Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|