|
Восприятие, истолкование, оценка стихотворения «Снежная дева» (Блок Александр)Произведение «Снежная дева», написанное А. А. Блоком в 1907 году, входит в цикл стихотворений «Фаина», который посвящён Н. Н. Волоховой — актрисе театра. С первых строк стихотворения веет одиночеством: «…Её родные не встречали, Не просиял ей небосклон…». Это необходимо, чтобы читатель проникнулся к образу «снежной» девы, проявил к ней сострадание. Далее чувствуется тоска по былому: «…Всё снится ей родной Египет…». Однако вскоре настроение меняется, дева принимает новый мир, в котором ей предстоит жить дальше: «…Она, как царство, приняла…», он начинает ей нравится: «…Ей стали нравится громады…». Вместе с новым миром лирический герой хочет, чтобы дева приняла и его, однако она не отвечает взаимностью: «…Но сердце Снежной Девы немо…». Заканчивается стихотворение на высокой ноте надежды «…Мечту торжественных объятий В священном трепете храню…». Главная героиня, Снежная Дева, вытесняет лирического героя и создаёт вокруг себя мир ценностей, которые являются развитием символов поэта. Это подтверждается тем, что лишь последнее четверостишье посвящено лирическому герою, а остальные строки принадлежат Деве. Образ Снежной Девы двойственен. С одной стороны, она — царица, которая пришла из далёкой дали, чтобы завоёвывать новые земли, что выражено выражениями: «Она, как царство, приняла», «Непостижимая сама», глаголами: приняла, дарит. С другой же, она — воплощение земной жизни, это иллюстрирует многочисленное появление образов снега, ночи. Это необходимо, чтобы передать неоднозначность, сложность образа Девы. Стихотворение пронизано множеством символов. Сфинкс — символ тайны, загадочности; река Нева – символ жизни; вьюга, дождь, мгла и метель — олицетворение потустороннего мира, бесовщины; лампады – тепло, жизнь; окна — символ границы миров; дома – люди; перстень — кольцо, что-то без начала и конца; кольчуга и плащ — защита, опасность; крест — Бог, потусторонний мир. Сам образ Снежной Девы — это противоречащий образ: белый и холодный с одной стороны, тёплый и нежный с другой; символ несбывшейся мечты и предчувствие социальных потрясений начала ХХ века. Для более глубокого погружения в мир стихотворении, автор использует многообразные цветовую и звуковую палитры. Цвета произведения: чёрный – любой образ ночи; белый — образ снега; серый — «…И город мой железно-серый…», дым, кольчуга; синий – образ Невы; песочно-жёлтый — образ Египта. Звуковая палитра: шум воды — Нева; завывание вьюги, метели; шум города; ночная тишина; звон кольчуги. Всё это создаёт эффект погружения читателя в атмосферу стихотворения. При прочтении стихотворения в глаза сразу же бросается противостояние Снежной Девы — сердца снежной красавицы и лирического героя — простой человеческой душевной теплоты, «вождя враждебной рати». Чувства лирического героя по-прежнему живу, хотя и на время «закованы в железную броню». Кроме внешнего конфликта в стихотворении присутствует и внутренний конфликт: это конфликт, происходящий в душе самой Снежной Девы — конфликт между двумя её образами, о которых говорилось ранее. Темами произведения являются: несбыточная мечта, поиск смысла жизни, любовь. Основная идея заключается в том, что как ни страшны вьюги, но и они могут осыпать звёздами; как бы ни был тёмен город, на окнах стоят лампады; как бы ни было в жизни всё плохо — рано или поздно это закончится. Стихотворение насыщено тропами и фигурами. Для создания образов лирического героя, Девы, автором было использовано множество эпитетов: «дикая даль», «непостижимый город». Сравнения «город — царство» используются для создания двойственного образа Снежной Девы. Аллитерация (чередование звуков «ж» и «з») помогает А. Блоку создать зримый образ города, снежной столицы. Для создания настроения автором используется приём инверсии «…всё снится ей…»; анафоры (6-8 строфы). Итак, данное стихотворение – это огромный вклад в мировую литературу. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Юрченко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|