|
Я и другие аргумент Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))Люди, проходящие собственный путь духовной и нравственной эволюции, часто ощущают своё отличие от общества, что на разных этапах их развития может проявляться и как маргинальность, и как сознательное отречение и неприятие образа мышления окружающих. В литературе множество примеров конфликта “личность-общество”: например, “Горе от Ума” Грибоедова, пьеса Островского “Гроза”. Судьба героев, не вписывающихся в общество, в этих произведениях трагична. Наиболее полно путь человека “не такого, как все”, описывает Толстой в своем романе “Война и мир”. Таким человеком становится Пьер Безухов - один из основных героев произведения, жизненному пути которого автор уделяет особое внимание. Герой в первый раз появляется в самом начале романа: незаконный сын графа Безухова, отучившийся во Франции, он, вернувшись в Россию, не принят светским обществом. Пьер чувствует себя маргиналом, не знает, как распорядиться своей жизнью: он нигде не служит (“Я только никак не знаю, что мне начать...”) и прожигает жизнь на гулянках, связавшись с компанией прощелыг Долохова и Анатоля Кулагина. Несмотря на это, он становится хорошим другом Андрея Болконского, который ненавидит в людях светские ужимки. Тот замечает в молодом человеке нетипичную открытость и доверчивость, отсутствие притворности, что так несвойственно людям света ("Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения"). Однако именно из-за молодости и подверженности влиянию, Пьер долго не может выпутаться из сетей светского общества. Внезапно получив большое наследство, он становится объектом интереса дельцов и интриганов. Именно вследствие манипуляций князя Курагина Пьер женится на его дочери Элен, спутав любовь и плотское желание. Сначала неверность жены доставляет настоящие страдания Пьеру: он заботится об общественном мнении, своем имени и даже отвечает на провокацию Долохова вызовом его на дуэль. Это становится переломным моментом в жизни героя: выстрелив во врага, он тут же, не думая, бросается на помощь. Пьер начинает осознавать ценность человеческой жизни и ничтожность того, за что так легко с нею принято расставаться. После этого случая он начинает глубже осознавать разочарование в светском обществе и в целом в жизни. Он не верит бога и находится в глубоком нравственном кризисе. Лучом надежды для героя становится знакомство с масонством, в идеях которого — вера в бога, помощь ближнему, стремление к нравственному очищению, отсутствие страха перед смертью — кажутся истинными ориентирами Пьеру. Он полностью отдается масонству, но вскоре разочаровывается в самих членах ложи — светских людях, далеко не всегда соблюдающих заповеди ордена. Самый тяжелый, но и самый трансформирующий, очищающий отрезок пути духовного развития для героя становится французский плен, в который Пьер попадает, пытаясь защитить женщину от мародеров. Именно в плену, в условиях ужасных лишений, когда единственной заботой становится просто выжить, Пьер обретает то “спокойствие и довольство собой”, к которому стремился, придя в масонство. Судьбоносным становится знакомство с Платоном Каратаевым - простым мужиком, олицетворением простоты и вечной мудрости. В плену, среди мужиков-солдатов, которые ему ближе, чем любой светский человек, Пьер окончательно очищается от “налета” светской жизни, обретает любовь к жизни в самых простых ее проявлениях: “В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка”. Через катарсис, который герой ощущает, наблюдая казнь русских солдат и мысленно готовясь быть расстрелянным, он морально перерождается: “"Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными". Таким образом, пройдя столь трудный путь духовного роста, Пьер навсегда отрекается от ложных принципов светского общества. Его изменившийся взгляд на мир и очистившееся сознание освобождают его от оков, которые он ощущал до плена, герой наконец обретает счастье в истинной любви и простоте. Подводя итог, нужно сказать, что на каждом этапе своего развития человек формируется через отношения с другими людьми. Личность характеризуется устойчивостью к влиянию или наоборот склонностью попадать под него, тем, кого человек выбирает из окружающих людей, с кем сближается и от кого отдаляется. Обновлено: Опубликовал(а): mariaefae Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|