|
Какие библейские образы используются в романе «Преступление и наказание» и с какой целью? (Достоевский Ф. М.)Роман «Преступление и наказание» пронизан различными библейскими образами. Возникает вопрос: для чего Достоевский их использует? Так, например, в романе присутствует религиозная атрибутика: Евангелие и крест. Евангелие, принадлежавшее Лизавете, Соня передаёт Родиону. Евангелие, с одной стороны, нужно Раскольникову, чтобы обрести бога и найти ответы на мучающие его вопросы, а, с другой стороны, является своеобразным наказанием для героя и постоянным напоминанием о содеянном преступлении. Крест имеет схожий смысл — Соня надевает свой крест на Родиона, а крест Лизаветы берёт себе, и слово «крест» приобретает переносное значение: теперь герои вместе несут крест страдания и раскаяния, за которыми затем последуют возрождение и очищение. Кроме того, на протяжении всего произведения можно проследить сходство Раскольникова с Лазарем, персонажем библейского сказания. Этого человека похоронили, но Иисус воскресил его. Так и Родион был «мёртв» до своего «оживления» на каторге. На «мертвенность» героя автор указывал очень искусно: описывал его бледность, подмечал его постоянное лежачие состояние, сравнивал его коморку с гробом. В бреду Родиону казалось, что его выносят из комнаты. Он упрекает сестру и мать в том, что они прощаются с ним, как с мёртвым, то есть слишком эмоционально. А в конце романа герой говорит, что он воскрес. Этим автор хотел показать, что до осознания своей неправоты и своих ошибок, до того, как Раскольников отверг свою теорию — он не жил, так как его принципы противоречили всему человеческому и, в первую очередь, противоречили христианству. Наконец, пожалуй, самый важный символ — сон Родиона на каторге. В болезни, во сне ему казалось, что все люди заразились какой-то ужасной болезнью — каждый считал себя самым умным и беспокоился только о себе, считая других жалкими и недостойными. Люди убивали друг друга, всё происходящее казалось безумием. Лишь некоторые люди остались в трезвом уме, они чисты и добры, не способны на жестокость и преступления. Именно они бы стали теми, кто спасёт мир и воскресит человечество. Это видение Раскольникова очень похоже на Апокалипсис, описанный в Библии. Сон заставил Раскольникова задуматься о правильности его теории, ведь он буквально описал мир, в котором живут только люди «достойные», «высшего сорта». К нему наконец пришло осознание того, что всё это время он был неправ, он полностью меняет мировоззрение, очищается и возрождается, как совершенно новый человек. Этим автор показывает, что человек, совершивший грех, может искупить свою вину раскаянием, но без раскаяния человека ожидают вечные муки и терзания. Таким образом, можно сделать вывод, что Достоевский использует библейские образы, чтобы показать своё отношение к теории Раскольникова — его теория совершенно нежизнеспособна, так как она направлена только на разрушение, и, чтобы показать, что миром, на самом деле, правят те, кто спасли миллионы жизней, а не уничтожили их. Обновлено: Опубликовал(а): Тецлова Валерия Внимание! Спасибо за внимание.
|
|