|
«Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (Кон) (ЕГЭ обществознание)Оценка эксперта внизу И. Кон в своём высказывании поднимает тему индивидуального исполнения социальной роли каждым человеком. Индивид по-своему осуществляет определенную модель поведения в зависимости от его личностных качеств. Из курса обществознания мне известно, что человек рождается индивидом и становится личностью в процессе социализации. Личность представляет собой совокупность социально значимых характеристик человека, которые он реализует в общественной жизни, а социализация — это процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, которые позволяют человеку успешно функционировать в обществе. Данный процесс длится на протяжении всей жизни человека, в нём формируется ли направленность личности, то есть ценности, установки, взгляды и интересы, присущие ей. Рассмотрим структуру личности. Её составляющими являются социальный статус и социальная роль. Социальный статус — место человека в системе общественных отношений, занимаемый им в соответствии с его полом, возрастом, профессией и другими показателями, и предполагающий определенные права и обязанности. Социальная роль является ожидаемой моделью поведения, ориентированной на определенный социальный статус, целесообразной для людей этого статуса в данном обществе. Также её называют динамической составляющей социального статуса. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения роли. Существуют базовые социальные роли, которые исполняет каждый человек в современном обществе: гражданин, семьянин, потребитель, работник. Социальная роль реализуется по-разному, потому каждый человек имеет свой жизненный опыт и набор личностных характеристик. В подтверждение этой мысли приведу следующие примеры. Александр 1 и Александр 3 — российские императоры, оба исполняли роли правителя. Однако внутриполитические курсы, проводимые ими, сильно различаются. Александр 1 был воспитан Екатериной 2 в соответствии с либеральными идеями того времени. С детства ему были привиты доброта и нетерпимость к деспотизму, что отразилось на исполнении роли правителя. Он проводил либеральные реформы, например, освобождение прибалтийский крестьян, дарование Конституции Польше, организация разработки Конституции России. Александр 3, в отличие от Александра 1, воспитывался в духе консерватизма. Также сильное впечатление на него оказало убийство народовольцами его отца, Александра 2. Всё это привело к тому, что Александр 3 во внутренней политике был склонен к усилению контроля власти над обществом. Он отменил множество либеральных реформ, ликвидировав тем самым «излишнюю» свободу в обществе. Этот пример показывает, что на исполнение человеком социальной роли влияет его воспитание и жизненный опыт. Следующий пример. Я и мой одноклассник исполняем роли ученика, но по-разному. Я учусь на «4» и «5», делаю все домашние задания, усердно готовлюсь к экзаменам, потому что хочу быть разносторонней и образованной личностью, гордостью для своих родителей и учителей. А он учится на «3» и не соблюдает учебную дисциплину, потому что ему не важно своё обучение, он хочет развлекаться: играть в компьютерные игры и кататься с друзьями на мотоциклах. Этот пример показывает, как по-разному может исполняться одна и та же социальная роль из-за различных жизненных интересов и целей. Подводя итог, можно сказать о том, что И. Кон был прав, говоря о различном исполнении социальных ролей разными людьми. (443 слова) Обновлено: Опубликовал(а): Ekspert Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|