Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=133620met=2m=0

Как раскрывается тема свободы в лирике Пушкина? (ЕГЭ по литературе)

В зрелые годы понятия свободы приобретает философский характер. Эволюцию мотива свободы можно проследить, обращаясь к стихотворениям, написанным в разные периоды жизни поэта.

После окончания лицея молодого Пушкина захватили идеи, которые были распространены в обществе. Освободительная война 1812 года повлияла на формирование революционных настроении. Такие стихотворения как "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву" стали своеобразной политической декларацией для передовых людей того времени. Так, стихотворение "Деревня" Пушкин показывают Острые проблемы русской действительности. Своеобразна композиция произведения - она основана на антитезе. Первая часть имеет идеалистический характер. Поэт изображает гармоничное сосуществование человека с природой:

По мнению поэта в простой жизни, в единении с природой человек становится свободным.

Вторая часть стихотворение начинается с притягательного союза но.

Поэт создает безотрадную картину реальности. "и труд и собственность и время земледельца" были присвоены "неумолимым владельцем". Стихотворение завершается риторическим вопросом. В нем выражена надежда на торжество свободы и содержится призыв к царям об отмене крепостного права.

Стихотворение "К Чаадаеву", как и финал "Деревни", представляет собой призыв, но не к властителям, а к единомышленникам. В начале произведения поэт говорит о простом человеческом счастье: "любовь, надежда", "тихая слава" — которое невозможно в действительности, потому что нельзя быть равнодушным к угнетению народа. Ключевые слова образуют две смысловые позиции.

Основой сюжета является библейская притча о сеятеле. В первой части автор говорит о попытке пробудить стремление к свободе. Но все усилия сеятеля бесполезны.

Вторая часть основана на сарказме. Она начинается с горького обращения: "паситесь мирные народы!" крестьяне, которые не вняли призывам к борьбе за свободу, обречены на бессознательное существование в угоду рабовладельцам. Мотив непротивление человека безвольной жизни звучит и в стихотворение "Анчар". В первой части автор описывает природу, ядовитое дерево, его взаимодействие с миром. Добро и зло мирно сосуществуют, в природном мире царит гармония. Вторая часть стихотворение начинается с противительного союза но. В мире людей такой гармонии нет. "человека человек" посылает за ядом, с помощью которого он будет убивать. Ответственность за эти смерти лежит и на непобедимом владыке, и на бедном рабе в равной степени. Пушкин показывает, насколько ужасна и власть, и покорность, которые не могут существовать друг без друга.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин подводит итоги своей жизни:

Теперь поэта больше волнует не политическая свобода, а внутренняя. Свобода с большой буквы. Идеи справедливости заменяются осознанием необходимости милосердия, добра.

Понятие свободы для Пушкина менялось в течение жизни, но всегда поэт рьяно защищал свои убеждения, старался своими стихотворениями помочь друзьям и товарищам поддержать их, пробудить в читателях желание изменить себя и окружающий мир к лучшему. Пушкин в своем творчестве прошел путь от свободы политической до свободы личной, от жажды справедливости для осознания необходимости быть милосердным. Такой путь — путь от общего к частному, от общественного к личному, что и является составной частью общего, проделали и другие писатели 19 и 20-го века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.