Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.1 Смешон или трагичен финал комедии Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по литературе)

Денис Иванович Фонвизин благодаря пьесе «Недоросль» становится новатором в классицистической драматургии. Его необычный для того времени подход к созданию произведения породил вопрос: «Смешон или трагичен финал комедии?».

Для направления классицизма данная формулировка звучит необычно. Произведение низкого жанра (комедия), как правило, всегда являлось способом развеселить публику, не имело цели затронуть серьёзные общественно-социальные темы. Автор заставляет смеяться зрителей над поведением Митрофанушки («Не хочу учиться, хочу жениться»), над невежеством Простаковой, неумеющей читать письма и правильно произносить слово «география». Следовательно, можно сделать вывод, что, по законам классицизма, финал комедии должен быть «смешон».

Однако, если обратиться к сюжету, будет наглядно совсем другое настроение концовки.

Простакова, определённо, является отрицательным персонажем, но даже она вызывает сочувствие у зрителей в финальном эпизоде. Жестокая, невежественная и деспотичная помещица всегда испытывала тёплые и нежные чувства только к своему сыну: «Вот сынок, одно моё утешение». В конце концов, героиню ждёт трагическое событие — единственный человек, которого она любила, Митрофанушка, отворачивается от собственной матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Кроме того, вопреки всем правилам низкого жанра классицизма, драматург наделяет приведённое произведение серьёзной и злободневной проблематикой. Темы воспитания, злонравия и жестокости помещичьего строя являются главными в комедии. Фонвизин заставляет зрителей задуматься над тем, каким станет последующее поколение дворянства на примере Митрофана. Юноша пятнадцати лет, невежественный, грубый (называет свою кормилицу старой хрычовкой), отказывающийся от своей собственной матери, — своеобразный «плод злонравия». Именно таким рисует автор портрет будущего поколения, оставляя неприятное впечатление у зрителей, заставляя задуматься над важным, демонстрируя трагедию современного дворянства.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что финал комедии, несмотря на его принадлежность к низкому жанру классицизма, трагичен.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.