Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ходасевич «Обезьяна» (Анализ стихотворения, стиха)

Стихотворение В. Ходасевича "Обезьяна" — это отражение вечного, отражение связи времен и закономерностей человеческой жизни в насыщенном символами верлибре. Несмотря на то что расцвет такого литературного направления, как символизм, происходит в период с 1880 по 1910 годы, невозможно не заметить его черты, воплотившиеся в написанном в постреволюционном 1919 году стихотворении Ходасевича.

Одной из основных в "Обезьяне" является, безусловно, тема войны, как события повторяющегося, цикличного. Недаром В. Ходасевич обращается к историческим образам Дария и Александра — символам противостояния; символам гибели и победы. "Дарий... в день, когда бежал он пред мощною фалангой Александра". Автор уже как бы намекает читателю на расширенный хронос своего лирического произведения, на тему из категории "вне времени и пространства".

Кроме того, поэт обращает внимание читателя на вопрос становления личности через познание неизведанной ранее истины, которое он получает от неведомой силы: ("глубокой древности сладчайшие преданья тот нищий зверь мне в сердце оживил") Поэт подчеркивает: все в жизни закономерно. Лирического героя настигает прозрения в день, когда начинается война, когда он выходит за калитку — вероятно, за пределы собственного статичного мира.

Это самое прозрение становится источником насыщенной проблематики стихотворения. В. Ходасевич обращается к вечным вопросам, таким как вера, сострадание, личностная свобода, духовность, истина, смысл жизни, борьба, власть и связь времен.

Вера в жизнь, вера в истину, вера в Бога — в этом, по мнению поэта, заключается высшее развитие души человека, его путь к самопознанию. Данную проблему вводит серебряный крест на груди Серба — символ спасения и вечной жизни. Автор продолжает ее в строках "И, видит Бог, никто в мои глаза не заглянул так мудро и глубоко, воистину — до дна души моей". Для лирического героя, несомненно, вера становится силой, питающей жизнь. Отсюда вытекает и вопрос о смысле человеческого существования: для чего мы отправляемся в этот мир? По Ходасевичу, внутренний мир каждого — это сосуд, требующий наполнения истиной и духовностью. Так, обезьяна наполняет душу лирического "я" "глубокой древности сладчайшими преданьями". Они и отражают проблему истины, заключающейся в способности человека увидеть и прочувствовать гармонию окружающего мира, а после обрести ее и самому: "И в этот миг мне жизнь явилась полной... хор светил и волн морских, ветров и сфер мне музыкой органной ворвался в уши...". Что, как не личностная свобода, отражено в приведенной пейзажной зарисовке? И это качество является неотъемлемой частью истины жизни. Что касается проблем борьбы, власти и связи времен, — они тесно связаны в "Обезьяне", потому что, как было указано ранее, тема войны, которая и включает в себя вопросы противостояния и господства, выводится автором за рамки хроноса стихотворения, связывают прошлое с настоящим.

Тропы речи, используемые Ходасевичем, придают стихотворению яркую художественную окраску и образность. Вне всякого сомнения, представление об авторском замысле в использовании лексических средств дает читателю композиционный строй: деление стихотворения на две смысловые части. Первая часть примечательна тем, что в ней практически отсутствуют средства выразительности: автор словно подчеркивает внутреннюю отрешенность лирического героя от красоты окружающего мира. Во второй появляются и эпитеты, и метафоры. Образные определения "сладчайшие преданья", "малиновое солнце", "в опаловом дыму", "безгромный зной" помогают раскрыть богатство внутреннего мира человека, познавшего истину и ставшего на путь нравственного самосовершенствования. Скрытые сравнения "до дна души моей", "хор светил и волн морских, ветров и сфер мне музыкой органной ворвался в уши...", "изливался зной" также придают поэтическому тексту образности.

Метафоры являются неким мостком к понятию символа, который к тропам не относится, однако в данном стихотворении несёт особую смысловую нагрузку. Можно предположить, что первая часть не является чередой сухих сменяющихся событий, а выступает в роли экспозиции с проекцией на окончание "Обезьяны". К примеру, кричащий петух может быть рассмотрен в качестве предзнаменования войны, о начале которой говорится в последней строчке. Обезьяна в красной юбке, жующая пыльные листы сирени — обличие самой войны: красный цвет — кровь и всеуничтожающий огонь, сирень — зарождающаяся жизнь (ведь она цветёт весной, когда природа просыпается), которая тут же безжалостно разрушается. "Кожаный ошейник, оттянутый назад тяжелой цепью, давил ей горло" — может трактоваться как олицетворение внутренней несвободы личности, утратившей гармонию, не внешний облик обезьяны.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.