|
Почему многие стихотворения Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике? (ЕГЭ по литературе)Таковыми являются, например, стихотворения “Полдень”, “С поляны коршун поднялся...” и “Певучесть есть в морских волнах...”. “Полдень” — это динамичный, но одновременно спокойный пейзаж: движение и покой мысли одновременно. В первой строфе почти в каждой строке присутствует глагол, который и придаёт создаваемой автором картине подвижности. Это не только оживляет пейзаж, наделяет его душой, но и показывает отражение постоянно текущей жизни человека в закономерностях природы. “Дышит полдень”, “катится река”, “тают облака” — все это, с одной стороны, влияет на образность пейзажа, но с другой стороны, представляет собой параллель с динамикой человеческого пути. Философия зачастую рождается в покое, и в этом размеренном природном ходе есть и тишина, и плавность: “лениво дышит полдень мглистый”. Такая связь человеческих чувств, мыслей с природой и раскрывает философскую идею о единстве человека и природы, которую выдвигает Ф. И. Тютчев. В стихотворении “С поляны коршун поднялся...” философский контекст вводится поэтом при помощи построения стихотворения, знаков препинания, однако “движение” природы не исчезает, Тютчев вновь использует глаголы практически в каждой строке, подчеркивая постоянное стремление коршуна ввысь: “коршун поднялся... высоко... взвился... выше, дале вьется он... ушёл за небосклон” — туда, куда человек взобраться не способен. Эта метафора подчеркивает иронию последней строки (“я, царь земли, прирос к земли”), при помощи которой поэт философски определяет место человека в мире, результат его оторванности от природы. То, что автор затрагивает именно такой философский смысл, позволяют определить перечисленные ранее средства. Примечательно, что рифмовка в “Со поляны коршун поднялся” смежная — рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки. Безусловно, это в очередной раз подтверждает идею утраты связи. Да и многоточие в последней строке говорит о незаконченности мысли и задумчивости лирического героя. Ещё одним подтверждением того, что пейзажная лирика Ф. И. Тютчева вместе с тем является и философской, выступают лексические средства, фигуры речи, построение стихотворения. Автор использует слова высокого стиля, слова устаревшие: “ропщет”, “мусикийский”, — что уже говорит о глубине и важности высказываемой мысли. Риторические вопросы, которые вводит поэт, также указывают на то, что его лирический герой философски настроен: “Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий”. Обновлено: Опубликовал(а): Лунева Арина Александровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|