Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблематика романа «История одного города» и сказок (Салтыков-Щедрин М. Е.)

Произведения Салтыкова-Щедрина стоят неким особняком в русской литературе второй половины 19 века. Прежде всего, благодаря острой сатире и аллегорической, гротескной выразительности повествования. Именно это позволяет рассмотреть в его произведениях под увеличительным стеклом такие проблемы, которые не изживут себя никогда. И одними из ярчайших их воплощений являются сказки, а также хронологический роман "История одного города", играющие важную роль в творчестве писателя.

Так как проблематика касается прежде всего отношений властвующих и народа, можно сделать вывод, что данный ряд проблем актуален для автора.

Значительное место в творчестве автора, вне всякого сомнения, имеет образ народа. Одна из его проблем — безволие и терпение. Этот вопрос автор наиболее ярко раскрывает в одной из сатирических сказок "Премудрый пескарь", где под аллегорической маской рыбы прячется обычный человек. Проведя всю жизнь в темной норке в страхе быть съеденным, пескарь не способен побороть себя и измениться. Он безвольно продолжает прятаться и терпеть, не задумываясь о настоящей жизни, в которой можно осчастливить не только себя, но и других. Та же проблема раскрывается и в "Истории одного города", но более глобально — в образе целого народа, глуповцев. Когда они отправляются на поиски князя и править ими начинает вор-новотор, он произносит следующее: "И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.

— Так! — отвечали глуповцы". То есть народное безволие — подчинение движению жизни, смирение с любой участью, уготованной вышестоящим. История Глупова продолжит свой ход, многое изменится, а люди все также продолжат терпеть. Следовательно, данный вопрос является извечным, также подтверждает актуальность сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.

Следующая проблема, раскрываемая автором в образе народа — проблема ответственности. И также звучит она в сказке "Пропала совесть". Само название говорит о том, что ответственность в русском человеке, которого изображает Салтыков-Щедрин, в большинстве своем отсутствует, ведь без совести она существовать не способна. Пропоец, который находит совесть — образ русского человека, части народа. Несмотря на то как сильно мучается герой от прозрения, понимания ужаса собственного существования, он не решается измениться, стать лучше и возродиться. Все, что волнует его — "как-нибудь её сбыть!". Значит, и ответственности нести он не хочет. Эта же проблема получает авторскую оценку и в "Истории одного города". В главе "О корени происхождения глуповцев" рассказывается, как безответственный народ ищет человека, на которого эту самую ответственность и можно было бы переложить. Глуповцы, под которыми подразумевается образ русского народа, не способны развиваться самостоятельно, решать все вместе и находят простой выход: "надумали искать себе князя". Данная проблема также является актуальной и по сей день, так как безответственность — неискоренимый порок нашего общества.

Далее следует одна из самых острых проблем: проблема морально-нравственного развращения. И снова ярким примером становится сказка "Пропала совесть" и один из низших представителей народа — пропоец, нашедший совесть. Салтыков-Щедрин пишет: "...он до того подавлен вставшею перед ним картиною нравственного падения...". Пьянство — один из показателей морального падения человека. Об этом, охватывая остальные проявления нравственного развращения, автор пишет и в хронологическом романе. Несомненно, галерея градоначальников велика и многогранна: Глупов преследовал то упадок, то подъем. Но одним из важнейших примеров является время правления Дю Шарио, при котором "развращение нравов развивалось не по дням, а по часам". Люди вновь обратились к язычеству, стали вести развратный образ жизни и каждый позабыл о том, что значит быть человеком. Несомненно, и эта проблема преследует нас до сих пор. Слишком легко человек поддается праздности жизни.

Ключевой проблемой в рамках данной темы выступает отношение народа к вышестоящим. В сказках Салтыкова-Щедрина она является сквозной, то есть присутствует практически в каждой, подтверждая мысль об избыточном доверии русского народа высокопоставленным лицам, которые в самом деле оказываются настоящими животными. В "Истории одного города" данная проблема прослеживается на протяжении всего романа, но одними из самых показательных эпизодов являются появления новых властителей, при которых "счастию глуповцев, по-видимому, не предстояло еще скорого конца".

Из данной проблемы вытекает и следующая: отношение вышестоящих к народу. Так ли оно справедливо? В той же сказке "Пропала совесть" Салтыков-Щедрин говорит о том, как бездушно относится Ловец, квартальный надзиратель, к толпе мужиков, которую, имея при себе совесть, привел на собственный двор кормить. Но затем, сняв жалкую совесть вместе с пальто, "видит и не понимает: "Зачем? неужто всю эту уйму сечь предстоит?". Такое отношение к народу, как к естественной рабочей силе, не имеющей чувств и желаний изображается автором и в сатирическом романе. Отношение Угрюм-Бурчеева — одного из последних градоначальников Глупова — к народу совершенно безразлично и жестоко. "Нет ничего опаснее, как воображение прохвоста, не сдерживаемого уздою" — пишет Салтыков-Щедрин. Действительно, непонимание властью народа является ведущей проблемой государства и в настоящее время, к сожалению, она остается актуальна.

Проблема нравственного развращения не обходит стороной и высокопоставленных людей. Так, например, в сказке "Пропала совесть" в пример можно привести Прохорыча, спаивающего людей в собственном питейном заведении с фальшивыми патентами. За неимением своих нравов, он развращает и нравы других. В "Истории одного города" важным примером является образ градоначальника Фердыщенко, который забывается в любовном пьянстве, уводя и чужих женщин, часто "захаживал кабаки покалякать".

Проблема ответственности также получает свое выражение в сказке о пропаже совести. Финансист Боржоцкий, получив неожиданный подарок в виде совести тут же спешит избавиться от нее, передавая генералу под предлогом, что "обещал сделать какое-нибудь пожертвование". Избавляясь от нее, герой лишний раз подтверждает, собственную безответственность, ведь даже совесть не пробуждает в нем никаких чувств, кроме боли. В романе же данная проблема получила выражение в Угрюм-Бурчееве, который имел "громадное", это "всепокоряющее" — не что иное, как идиотство, не нашедшее себе границ". И все его глобальные утопические планы о создании нового города "Непреклонск", идеального мира, оказываются лишь безответственным желанием властвовать и командовать. Неограниченная власть самая страшная, если управляющий не имеет ответственности. Неиссякаемость и этой проблем также бесспорна.

Салтыков-Щедрин также поднимает проблему власти и денег. В сказке "Пропала совесть" яркое подтверждение она находит в образах семьи Брожцкого: дети, просчитывающие за столом количество денег и выгоду, и даже маленькая девочка, алчно тянущаяся "золотым браслетам, украшавшим руку матери". В хронологическом романе данная проблема касается практически каждого градоначальника, но Брудастый выступает образом самым ярким в рамках данной проблемы. Он погрузил город в страх, бесчестно властвуя, и активно собирал недоимки. Проверку властью и деньгами проходит не каждый, и это проблема также является одной из вечных в человеческой жизни.

Таким образом, сатирические произведения Салтыкова Щедрина — это не просто круг важных проблем, которые автор считает самыми важными и характерными для общества, а перечень действительно значимых и неиссякаемых злонравий любого времени, которые автор ярко воплощает при помощи гротеска и аллегории. Несмотря на то, что с Салтыковым-Щедриным нас разделяет более века, проблемы, поднятые в его сказках, романе, остаются актуальны и по сей день, так как они неискоренимы и всегда будут находиться вне времени.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.