|
«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» (И. Кант) (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании философ И. Кант развивает идею взаимосвязи чувственного и рационального познания. Смысл высказывания заключается в том, что истинное знание — это результат сразу двух способов познания мира: с помощью разума и с помощью чувства. Я полностью согласна с высказыванием И. Канта. Действительно, чувственное и рациональное познания тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта. Свои рассуждения я хотела бы подтвердить теоретическими положениями. Познание — процесс получения человеком нового знания. Основная цель познания — получение истинного знания. У познания есть два этапа. Первый уровень познания, чувственный, осуществляется с помощью органов чувств. Он позволяет судить только о внешних свойствах отдельных предметов. У чувственного познания есть несколько форм: ощущение, восприятие, представление. Второй уровень познания, рациональный, осуществляется при помощи мышления и логических операций, позволяет обобщать и анализировать информацию. Для рационального познания также характерны три формы: понятие, суждение и умозаключение. Два этих этапа получения человеком нового знания взаимосвязаны. С одной стороны, мы не можем сформировать рациональное знание, не опираясь в процессе мышления на чувственный опыт. С другой стороны, любое знание, даже полученное с помощью органов чувств, требует некоей систематизации и осмысления, то есть человеку приходится пользоваться своим мышлением. Свои рассуждения я хотела бы аргументировать примером из истории науки. В конце XIX века великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев разработал периодический закон химических элементов. Конечно, к тому, чтобы создать данную классификацию, Менделеев пришел путем множества умозаключений и разнообразных логических операций. Однако выражен данный закон в специальной таблице, где отображена вся система химических элементов. Таблица же существует в системе определенных знаков, которые воспринимаются зрением — то есть органом чувства. Этот пример свидетельствует о том, что истинное знание — результат тесного сосуществования двух уровней познания, которые непременно связаны друг с другом. Также я хотела бы привести аргумент из собственного жизненного опыта. Я довольно часто хожу в картинные галереи, так как интересуюсь живописью. Там я люблю детально изучать произведения искусства. Безусловно, сначала я познаю то или иное полотно при помощи зрения, то есть органа чувства. Это дает мне возможность воспринять то, что изображен на картине, осознать с использованием какой цветовой гаммы оно написано. Однако каждая картина несет в себе некий смысл, и смотря на изображение я пользуюсь и своим мышлением, так как путем определенных логических операций пытаюсь понять, почему, когда и при каких обстоятельствах была написана данная работа. Так, например, изучая великое полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге», при помощи чувственного познания я осознаю, что на ней изображены мужчины, голубая река и песчаный пляж. Параллельно с этим я использую и рациональное познание: изнуренный внешний вид бурлаков дает мне понять, что эти люди занимаются крайне тяжелым трудом в непростых погодных условиях. Этот аргумент подтверждает тот факт, что познание рациональное и чувственное в своем соединении дают истинное знание. Таким образом, получение знания при помощи органов чувств и рассудка одновременно позволяет прийти к знанию. Эти ступени познания тесно связаны друг с другом, и без любой из них человеку было бы трудно добираться до истины. Обновлено: Опубликовал(а): sashkago0101 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|