|
Как менялся образ Прекрасной дамы в лирике А. А. Блока? (ЕГЭ по литературе)Образ Прекрасной дамы в произведениях А. А. Блока менялся. Рассмотрим это утверждение на следующих примерах. В стихотворении "Вхожу я в темные храмы..." звучит любовная тема. Сначала лирический герой говорит о своем ожидании "святой" женщины ("Там жду я Прекрасной дамы"). "Красные лампады" — символ высокого чувства, нежности. Затем лирическое "я" возвышает образ возлюбленной, которая является исключительным, божественным существом: "Только образ, лишь сон о Ней". Местоимения, относящиеся к Прекрасной даме, представлены в произведении с большой буквы, что подчеркивает величие образа, его важность для лирического героя. Он не ставит себя в один ряд с возлюбленной, не имеет смелости рассчитывать на взаимность. Чувства лирического субъекта так сильны, что он даже не может понять, реальна ли Прекрасная дама, видит лишь её "черты", которые не имеют недостатков. В "Незнакомке" этот образ приобретает двойственность. Действие происходит в ресторане, где лирический герой окружен бездуховной толпой — среди этих людей он не способен найти единомышленников: "И каждый вечер друг единственный / В моем стакане отражен". В этом безнравственном месте появляется Прекрасная дама, волнующая воображение лирического "я". Её образ, возвышенный и неповторимый, составляет антитезу с рестораном и его посетителями. Вновь лирический герой не может понять, существует ли эта женщина ( "Иль это только снится мне?"). Граница между сном и реальностью представлена с помощью образа "туманного окна", возле которого сидит его возлюбленная. Однако, несмотря на низменное место, в котором лирический субъект встречает Прекрасную даму, она всё ещё влияет на него, заставляет задуматься о жизненных вопросах, о чем говорит последняя строка: "Я знаю: истина в вине". Стихотворение "В ресторане" иллюстрирует разочарование лирического героя в некогда возвышенном образе. Лирический субъект снова окружен бездуховными людьми, но теперь в их число входит и Прекрасная дама: "Ты взглянула. Я встретил / Смущенно и дерзко / Взор надменный и отдал поклон". Она не воспринимает высокие чувства всерьез и неспособна их испытывать — лирический герой для неё ничего не значит. Поющие "о любви" смычки контрастируют с его сожалением. Прекрасная дама утратила величие — её образ больше не обожествлен. В произведении есть символ разочарования лирического "я": "Я послал тебе черную розу в бокале / Золотого, как небо, Аи". Итак, в лирике А. А. Блока образ возлюбленной менялся, теряя свои возвышенные черты. Обновлено: Опубликовал(а): Эмма Алексанян Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|