Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как менялся образ Прекрасной дамы в лирике А. А. Блока? (ЕГЭ по литературе)

Образ Прекрасной дамы в произведениях А. А. Блока менялся. Рассмотрим это утверждение на следующих примерах.

В стихотворении "Вхожу я в темные храмы..." звучит любовная тема. Сначала лирический герой говорит о своем ожидании "святой" женщины ("Там жду я Прекрасной дамы"). "Красные лампады" — символ высокого чувства, нежности. Затем лирическое "я" возвышает образ возлюбленной, которая является исключительным, божественным существом: "Только образ, лишь сон о Ней". Местоимения, относящиеся к Прекрасной даме, представлены в произведении с большой буквы, что подчеркивает величие образа, его важность для лирического героя.

Он не ставит себя в один ряд с возлюбленной, не имеет смелости рассчитывать на взаимность. Чувства лирического субъекта так сильны, что он даже не может понять, реальна ли Прекрасная дама, видит лишь её "черты", которые не имеют недостатков.

В "Незнакомке" этот образ приобретает двойственность. Действие происходит в ресторане, где лирический герой окружен бездуховной толпой — среди этих людей он не способен найти единомышленников: "И каждый вечер друг единственный / В моем стакане отражен". В этом безнравственном месте появляется Прекрасная дама, волнующая воображение лирического "я". Её образ, возвышенный и неповторимый, составляет антитезу с рестораном и его посетителями. Вновь лирический герой не может понять, существует ли эта женщина ( "Иль это только снится мне?"). Граница между сном и реальностью представлена с помощью образа "туманного окна", возле которого сидит его возлюбленная. Однако, несмотря на низменное место, в котором лирический субъект встречает Прекрасную даму, она всё ещё влияет на него, заставляет задуматься о жизненных вопросах, о чем говорит последняя строка: "Я знаю: истина в вине".

Стихотворение "В ресторане" иллюстрирует разочарование лирического героя в некогда возвышенном образе. Лирический субъект снова окружен бездуховными людьми, но теперь в их число входит и Прекрасная дама: "Ты взглянула. Я встретил / Смущенно и дерзко / Взор надменный и отдал поклон". Она не воспринимает высокие чувства всерьез и неспособна их испытывать — лирический герой для неё ничего не значит. Поющие "о любви" смычки контрастируют с его сожалением. Прекрасная дама утратила величие — её образ больше не обожествлен. В произведении есть символ разочарования лирического "я": "Я послал тебе черную розу в бокале / Золотого, как небо, Аи".

Итак, в лирике А. А. Блока образ возлюбленной менялся, теряя свои возвышенные черты.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.