|
17.3 В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? По рассказу А. П. Чехова «Ионыч» (ЕГЭ по литературе)Рассказ А. П, Чехова “Ионыч” продолжает цепь размышлений автора о феномене “футлярности”. Но теперь, в отличие от “Человека в футляре”, произведение посвящено теме постепенно духовного угасания. Рассмотрим, какие причины этого процесса в Дмитрии Старцеве видит автор. Во-первых, влияние среды уездного города С. В начале мы видим энергичного молодого врача, который выбрал своей целью помощь людям, для этого он работает целый день, ходит пешком девять верст, не отвлекается на гостей и развлечения. Дмитрия Старцева считают самым образованным человеком в городе. Его жителям автор дает две характеристики: общую и частную. Горожан чехов описывает как с виду неглупых и интересных людей, с которыми можно сыграть в карты или деловито поддержать разговор о еде и развлечениях, однако когда дело доходит до нематериальных вещей, вроде политики или искусства, сразу становится ясно, что перед вами невежда, обыватель. Но автор, на первый взгляд, противопоставляет толпе “самое талантливое” семейство Туркиных. Встречает гостя театральная реплика лакея Павы: “Умри, несчастная!”. Шутки главы семьи автор иронически называет “попугайским языком”, ведь он произносит слова косноязычно: “Большинский”, “недурственно”. Роман Веры Иосифовны Чехов называет бездарным (он отмечает, что бездарен не тот, кто не умеет писать, а тот, кто знает, что не умеет, и все же делает это). Старцев задается риторическим вопросом: если самая талантливая семья в городе такая, то каков же сам город? Постепенно герой узнает ответ, превратившись, как автор метафорически его называет, в “языческого бога”, в котором не осталось ничего человеческого. Эта метаморфоза произошла, потому что Дмитрий не сопротивлялся среде. Во-вторых. искра души угасла из-за разбитого сердца. После визита к Туркиным, Старцев год не посещал семейство, но позже из-за болезни Веры Иосифовны герой стал часто навещать их. В это время он влюбляется в Котика. И автор описывает, как девушка отталкивает Дмитрия, не желая выходить замуж и закрывать для себя перспективы великой пианистки. Она, шутя, приглашает Старцева на свидание ночью на кладбище. Это является кульминацией произведения, поскольку своего пика достигают любовь, волнение, радость в душе героя. Находясь на кладбище, Старцев готов обнять весь мир, он преисполнен самыми светлыми чувствами, но оказывается обманут. Глубокое разочарование и постепенную деградацию души отражает фраза, сказанная в конце длинного ожидания и внутреннего монолога: “Ох, не надо бы полнеть!”. После отказа Котика вступить в брак, Ионыч три дня был расстроен не выходил из своей комнаты, но по прошествии этих трех дней, как ни в чем не бывало, вернулся к лекарским будням. Эта сюжетная подробность усиливает антитезу между глубокой страдающей личностью и Ионычем, который постепенно закрывается в футляр. В-третьих, не только внешние факторы оказали влияние на формирование личности Старцева, но и внутренние черты характера. Так, важно то, что впервые оказавшись в доме Туркиных, он отмечает для себя ужасную игру на фортепиано (автор сравнивает ее с падающими с гор камнями), однако уже тогда вместе со всеми хлопает бездарному выступлению. Более того, он делает комплименты семейству. Чехов описывает как Старцев наблюдает за “самой талантливой семьей” города С. и не высказывается против, тем самым потворствуя пошлой обывательской среде. Автор использует эпитет “постепенно, мало по-малу”, описывая деградацию души, в которой были зачатки так называемой “футлярности”. И в конце Чехов символически меняет имя главного героя с уважаемого Дмитрия старцева на просто Ионыча. Пренебрежительное авторское отношение объясняется тем, что в финале рассказа героем движет не высокая цель, а нажива. Это выражается через описание детали — “разноцветных бумажек”, которые с великим удовольствием пересчитывал Ионыч после рабочего дня. Таким образом, много факторов повлияло на личность Ионыча, но в финале он потерял человечность и глубину души. Автор симпатизирует Котику, которая тоже изменилась с течением времени, однако она из человека, движимого высокой целью, как и старцев в начале, превратилась в человека осознавшего свои заблуждения и ищущего настоящий чувств. То есть Чехов противопоставляет данные образы, создавая рассказ-предупреждение. Обновлено: Опубликовал(а): brednick Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|