|
17. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного? (ЕГЭ по литературе)Произведение называют классическим, если оно поднимает проблемы, волнующие людей во все времена. Тема вечного раскрывается в прозе Бунина многопланово. Однако и приземленные проблемы останутся вечными, если за них не возьмутся философы. Рассмотрим, как в произведениях Бунина соседствуют земное и вечное. Размышляя о жизни и смерти, Бунин в рассказе “Господин из Сан-Франциско” выстраивает антитезу новой цивилизации и вечной природы. Так, автор неслучайно называет лайнер, на котором плывет господин, “Атлантидой”, что символизирует неминуемую гибель культуры праздного потребления, развлечений и капитализма. Перед читателем вырисовывается собирательный образ человека, принадлежащего к этой культуре, у которого автор намеренно отнял имя, поскольку в нем нет человеческого (это выражается и в портрете через такие детали как золотые пломбы, жемчужного цвета волосы, кожа цвета слоновой кости, то есть всё живое в нём заменено на мертвое, вещественное). И этот герой противопоставляется эпизодическому, но очень важному для понимания авторского замысла герою Лоренцо. Он беден, живёт за счет того, что каждый день ловит рыбу и продает её, однако в нём есть душа, отражающаяся в его портрете, который хотят запечатлеть художники. И смерть господина также несет символический характер, показывая, что земное благо (деньги, нажитые на рабском труде гастарбайтеров) не укрывает от высшего суда. Таков авторский замысел. И хотя Лоренцо тоже вряд ли бы хоронили с почетом (как господина в ящике из-под содовой), но Бунин остается на стороне лодочника, который в отличие от главного героя (“несмотря на свои пятьдесят восемь лет, только приступал к жизни”) провел отведенное ему время с удовольствием. В рассказе “Чистый понедельник” Бунин снова использует антитезу и противопоставляет двух главных героев, чтобы показать отношение приземленного и возвышенного. начиная с описания характеров автор вводит в сюжет конфликт взглядов возлюбленных: “насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива”. Они любили друг друга, посещали театры, капустники, но героине этого было мало. Внутренний конфликт нарастал по мере того, как её жизнь становилась все более обыденной. Она не могла понять мирского счастья, поэтому автор создает такой неоднозначный финал, в котором герои расстались и девушка ушла в Новодевичий монастырь. Символична последняя совместная сцена, где девушка в образе священнослужительницы освещена светом, а её бывший возлюбленный остается в тени и может лишь наблюдать за ней. Авторская позиция такова: высшее счастье — это приобщение к вечному, святому, истинному (неслучайно рассказ назван в честь церковного праздника, который проводился, чтобы очистить душу после греховной масленичной недели). Таким образом, тема земного и вечного является одной из ключевых в творчестве Бунина. Философская проблематика в его произведениях связана с размышлением над смыслом человеческой жизни, а именно в том, стоит ли жизнь приземленного счастья или она стоит просветления и обращения к вечному. Обновлено: Опубликовал(а): brednick Внимание! Спасибо за внимание.
|
|