|
Тема истории в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» (ЕГЭ по литературе)«Доктор Живаго» — это роман о жизни человеке из интеллигенции во время Гражданской войны и революций. Фабула строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных судеб. Рассмотрим, как тема истории раскрывается в произведении. Исторические события оказывают влияние на всех персонажей. Гражданская война заставляет главного героя, Юрия Андреевича, участвовать в том, что он считает жестоким и противоестественным. Революция разоряет семью, когда-то ни в чем не нуждавшиеся Живаго бедствуют, отдают мебель в обмен на дрова и еду, а также уезжают из боязни репрессий в Варыкино. Однако именно ход истории объединяет главного героя с возлюбленной Ларой, которая избавляет его от одиночества и чувства бесполезности, и именно новый коммунистический строй разъединяет их. Автор противопоставляет революцию и интеллигенцию, конфликт между ними трагичен. Юрий Андреевич, несмотря на возможность выразить свой внутренний мир через поэзию, вылить все чувства в стихотворениях, падает духом, вступает в брак с Мариной. Пастернак изображает деградацию личности в условиях быстрых социальных изменений в стране. Место в новом коммунистическом строе не находят и семья Антиповых. Революция делает Лару одинокой. Её тихая жизнь медсестры, учительницы подвергается опасности из-за деятельности мужа-коммуниста. Несмотря на отсутствие любви, она всегда поддерживает Павла, но не отказывает себе в выражении чувств к Живаго. Ход исторических событий заставляет героиню не раз связываться с неприятным ей адвокатом Комаровским, которого она однажды пыталась даже убить. Она переживает не только смерть мужа и любовника, но и расставание с ребенком, она обманом остается одна. Неугодным власти становится даже революционер Стрельников. Муж Ларисы искренне надеется на справедливость Красной Армии, его слепая вера походит на фанатизм: однажды он забрасывает Юрятин гранатами, зная, что в городе находится его семья. Трагична и его судьба: не выдержав ложного приговора и не найдя дома жены, заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, автор формулирует художественную идею несовместимости интеллигенции и революции. Люди прошлого не способны принять насилие войны и революции, они отличаются духовной жаждой и стремлением постичь окружающий мир, а желание чего-то нового приводит к исчезновению слоя интеллигенции. Обновлено: Опубликовал(а): Абушева А. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|