|
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы) (ЕГЭ обществознание)Как раз о сознательном характере деятельности и говорит Лао-Цзы: в своих мыслях человек сознательно ставит цель деятельности, предвидит её результат (то есть поступок), обдумывает, что может послужить средством достижения цели. Также стоит упомянуть, что деятельность состоит из нескольких элементов, таких как субъект, объект, цель, средства и методы, мотив, процесс и результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед тем, как приступить к деятельности, человек мысленно ставит себе определенные цели. Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из истории. Патриарх Никон, деятель семнадцатого века, в 1653 году поставил себе цель провести церковную реформу в России. Она включала в себя уничтожение староверческих икон и традиций, изменение обрядов на греческий лад, единогласие священных текстов и т. д. Никон действовал сознательно, несколько лет шел к своей цели, предвидя её результат, продумывая весь процесс реформ и задумываясь о том, как на них отреагируют верующие люди. Однако план патриарха не завершился успехом и данные изменения привели к расколу церкви в 1666 году. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно благодаря постановке цели сознательному характеру деятельности человек переходит от мыслей к поступкам, пусть результат и не всегда совпадает с тем, что было запланировано. Перейдем к теоретическому смыслу второго аспекта цитаты. Говоря о мировоззрении, следует также упомянуть способы его формирования: стихийный и осознанный, и некоторые его типы: обыденное (опирается на здравый смысл и житейский опыт, формируется стихийно), научное (основано на логичности и рациональности) и религиозное (основано на признании существования сверхъестественного). Помимо типов мировоззрения, существуют и некоторые мировоззренческие концепции, например фатализм и волюнтаризм. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мировоззрение напрямую влияет на образ мысли и действий. Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из личного социального опыта. В 9 классе в рамках школьной программы на уроках литературы я прочитала произведение М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Главный герой книги, Григорий Печорин, является фаталистом: он считает, что судьба человека предопределена и все процессы в мире подчинены необходимости. Однажды Григорий предсказывает смерть сослуживцу, поручику Вуличу. Поручик относится к этому скептически, однако затем Печорину приходит известие о том, что Вулич и правда умер в тот же вечер: его зарубил проходивший мимо казак. А сам Григорий думал тогда: "предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня, я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины". Казалось бы, предсказание героя могло сбыться абсолютно случайно, однако мировоззренческий принцип Печорина повлиял на его мысли и заставил думать иначе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что от мировоззрения и мировоззренческих принципов зависит то, как человек мыслит и что он делает под влиянием этих мыслей. Подводя общий итог рассуждению, сложно не согласиться с мнением автора. Любой человек перед тем, как что-то сделать, хотя бы на секунду задумывается о последствиях, оценивает их с точки зрения своих внутренних моральных и мировоззренческих принципов; именно поэтому мы можем говорить о том, что мысли являются началом деятельности человека, то есть его поступков. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Ласточка Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|