|
«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (Виссарион Григорьевич Белинский) (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании В. Г. Белинский рассматривает идею единства биологического и социального в человеке.
Обратимся к теоретическому смыслу первого аспекта. Для начала следует обратиться к сущности понятия “человек”. Человек — это биопсихосоциальное существо, обладающее мышлением, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда. Уже из определения мы можем увидеть, что человеку присущи биологические, социальные и психические признаки. Рассмотрим их подробнее. Биологическим (связанным с природой) в человеке считается особое устройство речевого аппарата, потребности в пище и сне, прямохождение, особое строение кисти руки и т. д. Социальным в человеке считается способность к деятельности, умение создавать орудия труда, наличие разума, способность к постановке цели и т. д. А психическим в человеке считается сознание, подсознание, воля, темперамент и т. д. Также, в контексте биологических и социальных признаков человека, следует упомянуть о таком понятии, как индивид — конкретный представитель человеческого рода (биологическая характеристика человека). В первой части своего высказывания Белинский упоминает именно биологические признаки человека, которые изначально даются ему природой: “Создает человека природа…”. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изначально человека как биологическое существо формирует именно природа. Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из общественной жизни. Она ползала на четвереньках и рычала, не могла выразить собственные мысли и не понимала чужих слов. С помощью данного примера мы можем понять, что человеческий индивид, созданный природой является существом биологическим, но не социальным. Перейдем к теоретическому смыслу второго аспекта цитаты. Белинский говорит, что человека “развивает и образует общество”. Действительно, личностью (человеческим индивидом, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни) человек может стать лишь пройдя процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые позволяют ему успешно функционировать в обществе). Социализация включает в себя институты (семья, школа, церковь и т. д.), агентов первичной социализации (родители, родственники, друзья) и агентов вторичной социализации (учителя, коллеги, руководители). Также следует упомянуть, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни индивида. Таким образом, можно сделать вывод о том, что личность способна гармонично развиваться только находясь в обществе. Для того, чтобы проиллюстрировать данные теоретические положения, приведу пример из личного социального опыта. На основе данного примера можно сделать вывод о том, что даже уже сформировавшаяся личность без общества не может продолжать развиваться и постепенно будет деградировать. Подводя общий итог рассуждению, сложно не согласиться с мнением автора. Ведь только в обществе человек получает все то, что нужно для всестороннего развития и становления личности. В отрыве от него человек остается существом биологическим, не приобретая социальных признаков и продолжая существование, близкое к животному, суть которого заключается лишь в выживании и удовлетворении базовых биологических потребностей. Обновлено: Опубликовал(а): Полина Ласточка Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|