Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




8. Каким предстаёт Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера? 9. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Н. В. Гоголь в «Ревизоре» и в каких ещё произведениях обличаются эти недостатки? (ЕГЭ по литературе)

8.

В данном эпизоде городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский предстает эмоциональным и неуравновешенным человеком, самодуром, взяточником и лжецом. Характер героя раскрывается в том числе через авторские ремарки.

Сам о себе гордничий заявляет, что он "мошенников над мошенниками обманывал", "трёх губернаторов обманул". Это характеризует его как бесчестного, хитрого, изворотливого, но при этом отнюдь не глупого человека. Свою вину за ошибку герой пытается переложить на других: в гневе спрашивает окружающих, "кто первый выпустил, что он ревизор", имея в виду Хлестакова.

Также в порыве злости он винит в своем унижении абстрактных "бумагомарак", которые, по его мнению, непременно напишут комедию о произошедшем и высмеют его. Ругательства и выражения, которые использует городничий в своих репликах, — "щелкоперы", "чертово семя" — характеризуют его как грубого, вспыльчивого человека, склонного к агрессии, самодурству и готового выместить свою злобу на подчиненных.

Характер героя также раскрывается в авторских ремарках.

Эмоциональность городничего и бессильная злость, которую он ощущает, выражаются в его порывистых движениях — "грозит самому себе кулаком", "стучит со злости ногами об пол" и т. д. Они также показывают его несдержанность и буйный нрав.

Таким образом, данная сцена демонстрирует все негативные качества героя: его бесчестность, изворотливость, самодурство, грубость, неуравновешенность, а также его чрезмерную эмоциональность. Они раскрываются через реплики героя и авторские ремарки, относящиеся к его поведению.

9.

В "Ревизоре" Н. В. Гоголь обличает такие общечеловеческие пороки, поразившие русское общество, как взяточничество, чинопочитание и двуличие. Их же высмеивали в своих произведениях многие отечественные авторы.

Один из наиболее ярких примеров чинопочитания представлен в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон". В этом произведении полицейский надзиратель Очумелов, узнав, что золотых дел мастера Хрюкина укусила собачка, приходит в ярость и хочет наказать виновницу, однако, слыша от одного из присутствующих при сцене, что эта собачка принадлежит высокопоставленному лицу, тут же меняет свое отношение к ней и начинает ругать Хрюкина, заявляя, что тот сам подставил ей палец. Так происходит несколько раз на протяжении действия рассказа, пока собравшиеся пытаются выяснить, кому принадлежит животное. Преклонение Очумелова перед чином предполагаемого хозяина собачки выражается даже в его жестах - он снимает и вновь надевает шинель, так как ему становится жарко от мысли, насколько высокопоставленным лицом может оказаться владелец животного. Очумелова в его чинопочитании можно сопоставить с героями гоголевской комедии — они тоже, предполагая в Хлестакове ревизора, стараются ему угодить и задобрить его, преклоняясь перед его чином.

Ещё одним примером двуличия и преклонения перед человеком, имеющим власть, служит госпожа Простакова из комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Со своими слугами и даже с мужем она обращается крайне грубо, заявляет, что дом её "держится" только тем, что она "бранится" и "дерется". Однако со Стародумом, способным дать разрешение на женитьбу Софьи и Митрофанушки, она ведёт себя чрезвычайно любезно, называет его "батюшкой" и лжет о кротости своего характера, говоря, что она в жизни не подняла руки на слугу. Жадность Простаковой и её желание воспользоваться богатством Софьи заставляют её унижаться перед дядюшкой девушки и стараться ему угодить, представляя ему себя и своего сына в самом лучшем свете. В этом она похожа на чиновников из "Ревизора", которые также пытаются доказать Хлестакову, что у них в городе дела идут хорошо, и задобрить его подобострастным отношением, богатым угощением и взятками.

Таким образом, для авторов, чье творчество относится к другим временным периодам, проблема чинопочитания и двуличия оставалась такой же актуальной, как и для Гоголя.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском