|
8. Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора? 9. В каких произведениях русской классики показана драма крепостного человека и в чём героев этих произведений можно сопоставить с чеховским Фирсом? (ЕГЭ по литературе)8. В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» символичным является стук топора, дважды упомянутый в приведенном фрагменте. Во-первых, стук топора — это символ гибели вишневого сада, победы Лопахина и материальных интересов в России настоящего. В конце пьесы срубают всё, что так дорого Любви Андреевне — её «жизнь», «молодость», «счастье». Лопахин, который всю жизнь мечтает овладеть садом, в итоге становится причиной его гибели. Он выгоняет из дома бывших обладателей, торопя их: «Выходите, господа… До свиданция!..». Так звучит мысль о том, что предприимчивость и материальные ценности, с которыми так неумело обращаются Раневская и Гаев, побеждают духовную привязанность: в тишине лишь слышно, «как далеко в саду топором стучат по дереву», Во-вторых, стук топора знаменует гибель старой помещичьей России и начало неизбежных перемен.
9. Во многих произведениях русской классики, помимо «Вишневого сада» А. П. Чехова, показана драма крепостного человека. Так, драма крепостного человека показана в романе И. А. Гончарова «Обломов». Подобно Фирсу, Захар не мыслит себя в разлуке с Обломовым. Он служит главному герою с тех пор, как тот был маленьким, и глубоко предан ему. Но, как и Фирс, Захар в финале произведения остается брошенным всеми – в том числе, и барином. После смерти главного героя он, совершенно одинокий, нищий, начинает бродяжничать, но часто ходит на могилу Обломова. Однако в отличие от Фирса, про которого забывают в запертом доме, Захар не может покинуть то место, где скончался главный герой, как «глубоко преданный своему барину слуга». Драматизм судьбы крепостного проявляется и в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Так, одним из ярких представителей крестьянства в произведении является Ипат, «холоп» Князя Утятина. Подобно Фирсу, он отказывается принимать «волю» — реформу 1861 года из любви к барину, оставшись с ним. Как и герой пьесы А. П. Чехова, Ипат вспоминает юность господ, а вместе с ней — и своё детство, уже в котором он выполняет роль покорного слуги. Оба героя не могут принять новое социальное устройство, отказаться от патриархальных традиций и привычек, даже взамен обретения личной свободы. Однако привязанность Ипата к Князю Утятину — «рабская»: он с благодарностью вспоминает издевательства над ним барина: как тот запрягает его вместо лошади, бросает зимой в прорубь. Таким образом, во всех трёх произведениях с разных сторон показана драма крепостного человека. Обновлено: Опубликовал(а): Милена Гуреева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|