Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Внесюжетные элементы в пьесе М. Горького «На дне» (ЕГЭ по литературе)

«На дне» — новаторская пьеса М. Горького, которая до сих пор вызывает споры критиков. Большую роль в понимании этого открытого для интерпретаций произведения играют внесюжетные элементы, расширяющие пространство и проблематику драмы.

Первым внесюжетным элементом становится экспозиция к пьесе, данная в ремарке автора. В ней описывается интерьер ночлежки и изначальное положение героев на сцене. Помещение, в котором происходит действие пьесы, представляет собой «подвал, похожий на пещеру» с «тяжелыми, каменными сводами». Свет проникает только со стороны зрителя и из окна, сверху вниз, что создает мрачную, давящую атмосферу.

Многочисленные нары, стоящие у стен, усиливают сходство ночлежки с тюрьмой. Детали интерьера передают социальное положение тех, кто оказался на «дне» жизни: кровать, «закрытая грязным ситцевым пологом», «некрашеная и грязная» мебель, «куски клеенки», «тряпьё». Всё указывает на крайнюю нищету и ту грязь, что окружает героев. Детали их образов свидетельствуют о том же: Барон есть черный хлеб, а Настя читает «растрепанную книжку». Так, экспозиция к драме, в которой изображается интерьер ночлежки, играет ту же роль, что и описание «каморки» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского: она передает не только угнетающую, мрачную атмосферу ночлежки и всего произведения в целом, но и внутренне состояние героев. Они живут будто в тюрьме или пещере, окруженные грязью и нищетой. Безысходное существование провоцирует постоянные конфликты, порождает цинизм, грубость и раздраженность, присущие многим персонажам.

Следующие внесюжетные элементы в пьесе — это рассказы странника Луки, с помощью которых он выражает свою «правду». Герой обосновывает уверенность в необходимости «лжи во благо» с помощью двух историй. Первая из них — о том, как он жалеет двух беглых каторжан, позволив им перезимовать на даче, которую сторожит. Так Лука объясняет свою мысль о том, что каждый человек в первую очередь нуждается в сострадании и эмоциональной поддержке. Вторая же история — про «праведную землю» — становится философской кульминацией произведения. Несчастному герою рассказа не разочароваться в своей тяжелой жизни помогает только надежда. Он искренне верит в существование «праведной земли», которую населяют «хорошие люди», помогающие друг другу. Но его мечта разрушается: от ссыльного герой узнает о том, что она — вовсе нереальна, и единственный выход находит в самоубийстве: «…Пошел домой и… удавился!». Так в этом внесюжетном эпизоде Лука выражает свою правду жизни: он считает, что человека нельзя лишать надежды, пусть и иллюзорной, но поддерживающей его в сложной ситуации, иначе он погибнет. С мнением Луки в произведении спорят Бубнов, Сатин и косвенно — сам автор. В этом полифонический характер пьесы: в разных ее эпизодах герои высказывают различное мнение о «горькой» правде и «возвышающей» лжи, смысле жизни человека, его предназначении.

Другие внесюжетные элементы пьесы — это различные стихотворения и песни, которые часто встречаются в произведении. Они помогают расширить его тематику, усилить «атмосферу» действия драмы. Важную роль играет старинная тюремная песня, которая дважды звучит в произведении — в начале второго акта и в финале: «Солнце всходит и заходит // А в тюрьме моей темно…». М. Горький записывает её во время своих странствий и слышит от волжских «босяков». Безрадостная и удручающая, она упрочивает общее ощущение безысходности положения героев произведения, но все равно является «любимой» у обитателей ночлежки, так как помогает им «отвести душу». Большое значение имеет и то, в какие моменты развития сюжета эта песня звучит: в первый раз ее прерывает Лука разговором со смертельно больной Анной, второй — Барон с новостью о самоубийстве Актера. В финале пьесы она становится символом единения героев, готовности помогать друг другу, их обращения к реальности жизни. Эта же песня созвучна любимому стихотворению Актера, которое тот пытается вспомнить. Его автор — Беранже, французский поэт. Стихотворение «Если б завтра земли нашей путь // Осветить наше солнце забыло…» не только является комментарием к образу Луки — «безумца», «мысль» которого «целый бы мир осветила», но и дополнением к образу самого Актера. Читатель может лучше понять этого героя, узнавая больше о его прошлом, в котором он читал со сцены почти «революционные» стихи известного автора.

Таким образом, в пьесе встречаются различные внесюжетные элементы: экспозиция, переданная с помощью ремарки, рассказы странника Луки, различные песни и стихотворения. Все они помогают читателю лучше понять общую атмосферу произведения, его героев и их идеи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.