|
В каких произведениях русской классики характеры персонажей представлены в сатирическом ключе и в чём этих персонажей можно сопоставить с чеховским Прачкиным? (ЕГЭ по литературе)Образ станового пристава Прачкина из рассказа А. П. Чехова «Не в духе» не нов для русской классической литературы. Сатира как способ обнажения невежества, алчности, мелочности, самодурства, эгоцентричности героев пустила корни ещё в эпоху классицизма и, пользуясь «спросом» среди читательского сообщества, продолжает существовать по сей день. Для сопоставления обратимся к драматическим экспериментам Н. В. Гоголя, в которых ему удалось органично совместить находки А. П. Сумарокова («Опекун»), Д. И. Фонвизина («Недоросль», «Бригадир»), А. С. Грибоедова («Горе от ума») с собственным пониманием юмора и сатиры. Итак, оказывается, что в знаменитом «Ревизоре» единственной положительной стихией является смех. Реальные действующие лица не отличаются непорочностью: каждый из них по-своему греховен. Драматург искусно обличает своих героев с помощью «фраз в пустоту», показательных ремарок, ярких деталей (например, писем). Если сравнивать гоголевское чиновничество с чеховским Прачкиным, можно выделить, как минимум, два важных аспекта. Во-первых, персонажи «Ревизора» в отличие от героя рассказа «Не в духе» тотально безнравственны, их интересует исключительно собственная выгода и судьба. Во-вторых, в обоих текстах ключом к авторской сатире преимущественно служат «мысли вслух», возникающие под давлением предлагаемых обстоятельств. Из литературы 20-го столетия вспомним, например, «чудовищную» повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». В нём жало писательской сатиры направлено на несостоятельность идеи переплавки бывшего раба в человека-гражданина. В самом деле Шарикова не очень просто сопоставлять с Прачкиным, так как эти герои существуют в разных историко-культурных и художественных мирах, однако есть и то, что их объединяет, притягивает друг к другу — глупость, зацикленность на своей «идее», подверженность влиянию из вне. Кроме того, не последнюю роль в раскрытии характеров рассматриваемых персонажей играет их поведение: скандальные действия и первого, и второго показывают неумение этих персонажей адекватно и рационально реагировать на происходящее вокруг. Таким образом, сатира как приём достаточно давно используется в русской литературной традиции. В произведениях Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. А. Булгакова и многих других посредством насмешки над общечеловеческими пороками раскрываются многогранные характеры неповторимых героев. Обновлено: Опубликовал(а): Калашников Илья Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|