|
Вы здесь: Критика24.ру › Цветаева Марина
Анализ стихотворения «Петру» «Вся жизнь твоя — в едином крике» (Цветаева Марина)Марина Ивановна Цветаева — великая русская поэтесса Серебряного века. Она родилась в Москве, очень любила этот город, считала его самым красивым и имеющим наиболее важное значение для России. Но в её время столицей был Петербург, построенный «на костях». Именно поэтому Марина Ивановна так не любила Петра 1. В трудные для страны годы, когда продолжалась гражданская война, к Цветаевой пришло понимание всей ситуации. Весь тот горький опыт отразился в стихотворении «Петру». Главное, что она хочет сказать этим произведением — зло может породить только зло. Столица уже перенесена в Москву, но какими жертвами. Об этом поэтесса и рассказывает нам, как бы открывая одну из тайн истории. Виновным за то, что было и происходит сейчас, по мнению Марины Ивановны, является Петр Первый, который построил свою империю на крови: «Не на своих сынов работал, — бесам на торжество!». Поэтесса прибавляет к прозвищу правителя приставку "распро-", означающую что-то негативное: «Государь Распровеликий». Затем в произведении Цветаева приводит примеры тяжёлых последствий «великих» реформ: «Не гнил бы там на полустанке последний твой внучок», «Вся Русь твоя святая в землю не шла бы без гробов», «Тобой — скиты горят». Также поэтесса оценивает ошибки и промахи самого Петра: «Ты под котёл кипящий этот — сам подложил углей!», «Родоначальник — ты — развалин», «Твоею же рукой провален твой баснословный град». Марина Ивановна даёт свою оценку деятельности Петра. Она не скрывает своей неприязни, своего негодования. В конце стихотворения Цветаева винит Царя за смерть последнего Императора: «Державного однофамильца кровь на тебе, бунтарь!». Поэтесса связывает прошлое и настоящее. Как началась Империя с пролития крови народа, так она и закончила своё существование. А в настоящий момент (1920 год) Цветаева призывает к следующему: «Конец твоим затеям <…> - На Интернацьонал — за терем! За Софью — на Петра!». Всё стихотворение пропитано обоснованной ненавистью к Петру Первому, его реформам, поскольку они унесли много человеческих жизней. Но необходимо помнить, что такова была цена величия России. Цветаева же считает её неприемлемой, потому что эту цену пришлось заплатить дважды. Стремясь показать и описать свои чувства, Марина Ивановна прибегает к многим средствам художественной выразительности: от самых простых до самых сложных. Довольно мало поэтесса использовала олицетворение, что указывает на большую реалистичность: «Русь не шла», «скиты горят». Для эмоциональной окраски Цветаева довольно часто прибегает к использованию эпитетов: «Государь Распровеликий», «Русь твоя святая», «баснословный град». Для того, чтобы усилить впечатление, Марина Ивановна использует гиперболу: «Вся жизнь твоя — в едином крике», «соль высолил, измылил мыльце». Всё стихотворение построено на противопоставлении заслуг Петра и их цены: «Не ладил <…> бы ребячьих кораблёв — Русь <…> в землю не шла бы без гробов», «Родоначальник — ты — развалин». Настроение произведения восторженно-обличительное. Всё стихотворение построено на динамике, поэтому в нём множество дефисов. Произведение очень эмоциональное, на что указывает большое количество восклицательных знаков. Марина Ивановна Цветаева своим стихотворением хотела показать, что если цена успеха — пролитая кровь, то это вовсе и не успех, а страшное бедствие. Но, к сожалению, современники поэтессы не прислушались к её словам. Только спустя время, мы с вами понимаем, насколько права была Марина Ивановна Цветаева. Недаром XX век получил прозвище «Кровавый». Обновлено: Опубликовал(а): Владимир Маркелов Внимание! Спасибо за внимание.
|
|