Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




8. В чём проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии? 9. В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чём эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарем? (ЕГЭ по литературе)

8.

Своё отношение Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведениях выражал с помощью иронии — скрытой насмешки, направленной на “исправление нравов”.

Так, например, говорит он, что пискарь-сын “просвещенный” был, что подразумевает наличие необъятных знаний, посвященности в культуру, — но единственной “просвещенностью” пискаря было превосходное умение дрожать.

В характеристике “умеренно-либеральный” тоже сквозит насмешка: подобным образом называют себя по большей части лишь невежды, которым страшно остаться неопределенными. Всю свою жалкую жизнь прожил пискарь, почти не высовывая морды из норы, и “надул” всех только тем, что “не вышел из норы” — но подается это все в свойственной манере Салтыкова-Щедрина как истина и как что-то правильное и нормальное.

Итак, по мнению Салтыкова-Щедрина, находиться в бездействии — страшный социальный порок, и это он доносит до читателя с помощью сатиры над теми, кто жизнь свою так и проводит.

9.

Сказки Салтыкова не были единственными, что изображали социальные пороки. Помимо их — “Мёртвые души” Н. В. Гоголя и “Обломов” И. А. Гончарова.

Во-первых, есть определенное сходство между пискарем Салтыкова и Плюшкиным. Как пискарь “забирался в нору и дрожал”, чтобы избежать смерти — и, соответственно, избежать всего мира, — так и Плюшкин после смерти своих любимых дочерей и жены заперся в себе: как окна дома его “были заставлены ставнями или даже забиты досками”, так и закрыта была его душа, сподвигнутая на порок.

Во-вторых, схож с пискарем и Обломов, герой одноименного романа. Его счастье в покое — такой страшный вердикт выносит ему Ольга: “Прощайте, Илья Ильич, и будьте… покойны; ведь ваше счастье в этом”. И его, Обломова, стремление к покою, к родной деревне, к обломовке — тоже путь избегания всего мира. Это находит выход в том, что Илье даже “жить лень”, и ничто его не трогает — до того ушёл он от общества.

Так, в вышеперечисленных произведениях изображаются социальные пороки героев, которые не только мешают их жизни, но и счастью; они стирают человеческое достоинство.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском