|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. А. Бердяев) Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (Итоговое сочинение (декабрьское))В своём высказывании Н. А. Бердяев сравнивает степень возможного проявления негативных качеств зверя и человека, и это сравнение оказывается не в пользу людей. Попробуем доказать это утверждение через обратное. Ярким примером падения человека в великих литературных произведениях, на мой взгляд, является преступление Родиона Раскольникова. Раскольников, пытаясь доказать самому себе, что он выше зверя, или, используя лексику самого героя, твари дрожащей, идет на страшного преступление: совершает убийство старухи. Тем самым, Раскольников не просто превращается в зверя, он превосходит любого из самых кровожадных хищников. Звери убивают только для пропитания ради собственного выживания. Они просто не могут поступить иначе, природа создала их плотоядными, их удел — охотиться на свою добычу. У Раскольникова подобной непреодолимой необходимости не было, мучившую его проблему можно было бы решить не причиняя вреда другому, не разрушая, а созидая. Ещё страшнее, когда люди убивают ради забавы. Тронувшим меня до слез примером была сцена казни Остапа в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». За жестокими изощренными пытками наблюдает толпа. Наблюдение за казнью — обычное дело для того времени. Людей всегда привлекали кровавые зрелища, будь то казнь врагов и преступников или битва гладиаторов. До сих пор не может отказать себе человек в таких зрелища, об этом красноречиво говорят высокие рейтинги различных боев без правил и видеоролики с издевательствами над кем-то. Пытаясь себя развлечь, скуки человек, подобно маленькому котенку, играет с жертвой. Но животные играют с добычей, пойманной родителями, не ради забавы, а оттачивая навыки охотника, повинуясь инстинктам, обеспечивая себе навыки для выживания в будущем. Человеку такая игра никаких полезных для выживания навыков не принесет, она только спасет от скуки, которую легко можно было бы преодолеть в созидании чего-то прекрасного. Совсем иначе убивает старый рыбак Сантьяго в повести Э. Хемингуэя «Старик и море». Старик не желает рыбе зла, он подобно зверю убивает ради выживания. В результате поступок Сантьяго не вызывает чувства осуждения, антипатии, читатель проникается глубокой симпатией к мудрому моряку. В повести Хемингуэя человек вступает в схватку с зверем, которого он уважает и любит. Победа над рыбой не приносит старику ни эйфории, ни радости. Всю ночь он посвящает философским рассуждениям о своем праве убить рыбу. В результате он приходит к выводу, что убить может только тот, кто любит. Именно любовь к своей добыче позволяет старику, совершая звериный акт убийства, сохранить свою человечность и не пасть ниже зверя. Но любовь старика Сантьяго созидательная, она позволяет ему видеть красоту окружающих его созданий, восхищаться силой и мощью природы, она не вызывает страстей в его сердце, а заставляет разум осмыслять и понимать высшие ценности жизни. Но любовь бывает и другой, порой она ослепляет и заставляет человека совершать страшные, жестокие, порой непоправимые поступки. Таким образом, человеку, в отличие от животных, дан разум, который способен удержать от деструктивных поступков, и выбор — удовлетворять свои потребности разрушая или созидая. К сожалению, бесконечные войны и преступления показывают, что имея все возможности не совершать жестокие действия относительно других, человек продолжает падать так страшно, как не падает ни один зверь. Обновлено: Опубликовал(а): Elena Kashargina Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|